Сущность
Когда происходит влияние уровня цен на товары и услуги на объем спроса, то считается, что это происходит под действием эффектов, устанавливаемых экономикой.
Для изучения рассматриваемой темы необходимо знать, что в экономике выделяют два основных вида эффектов при изменении цен:
- эффект дохода;
- эффект замещения.
Первый эффект проявляется, если при изменении цен (увеличение или снижение на товары или услуги) соответственно изменяется и доход реальный потребителей и соответственно изменяется покупательная способность. То есть при снижении цен на товары или услуги, покупательная способность будет расти, а при обратном процессе, покупательная способность будет падать, так как у населения будет меньше средств на покупку товаров и услуг из-за роста цен.
Второй эффект проявляется, если в экономике существует несколько товаров и на один из таких товаров цены будут падать, то на такой товар будет повышаться и спрос. Из-за более низких цен.
Важно, что при эффекте дохода при изменении цен на группу товаров происходит увеличение потребления всех таких товаров. А в эффекте замещения происходит ситуация, когда от одного товара приходиться отказаться в пользу другого.
Например, если потребитель употребляет мясо и рыбу, то при значимом снижении цен на мясо, потребитель решает купить меньше рыбы, но приобрести больше мяса на тот доход, который присутствует у потребителя.
Эффект дополнительного дохода
Рассмотрим ситуации при появлении дополнительного дохода. То есть в условиях, когда у потребителя возникает определенный дополнительный доход, то наблюдается и увеличение бюджетного ограничения. Реальный доход становится выше.
Дополнительный доход – это появление дополнительной покупательной способности у потребителей из-за появления дополнительных денежных средств в бюджете потребителя.
Например, ввиду дополнительного заработка, проведения банковских операций (депозиты, обмен валют), наличия акций, облигаций и т.д. Также такие дополнительные средства появляются и в случае снижения цен на приобретаемые товары и тогда эффект дополнительного дохода становится эффектом от дохода. То есть бюджет потребителя увеличивается из-за того, что снижаются цены на приобретаемые товары и потребитель может купить больше.
Эффект проявляется в следующем: при появлении дополнительного дохода потребитель может направить сохраненный дополнительный доход на увеличение покупок товара А или товара В (либо других товаров из корзины потребителя), но и сохранить такой доход.
То есть эффект дополнительного дохода проявляется тогда, когда увеличивается бюджетное ограничение потребителя (бюджет потребителя) из-за снижения цен на товары или услуги или из-за увеличения получаемого дохода потребителем.
Рассмотрим эффект на графике.
Графическое представление
Важно, что в ситуации с товарами с низким качеством и товаров Гиффена (малоценные товары при увеличении цен на которые, спрос все равно увеличивается, например, соль, картофель, крупы) эффект дохода и эффект замещения проявляется по-разному.
На рисунке представлено проявление эффекта дохода в случае нормальных товаров, то есть товар, при котором сохраняется рост спроса при росте дохода потребителя.
Также в микроэкономике существуют два различных подхода на рассматриваемые эффекты: Хикса и Слуцкого.
- В согласии с Хиксом различные уровни дохода (которые обеспечивают одинаковый уровень, позволяют достигать одинаковой линии кривой безразличия) могут представлять также и один и тот же уровень дохода реального.
- В согласии с Слуцким только такой уровень дохода, достаточный для покупки одинаковой комбинации товаров, может обеспечить и одинаковый уровень дохода реального.
То есть первый подход более соответствует основам теории полезности, а второй подход позволяет определить количественное решение задач, полагаясь на статистические материалы и данные.