Международная торговля – это многосторонний процесс обмена товарами и услугами между странами в условиях глобализации экономики, международного разделения труда, обусловленный научно-техническим прогрессом
Сущность международной торговли
Система международной торговли начала складываться еще в четырнадцатом веке, и со временем постоянно расширялась вовлекая в торгово-экономические процессы, все большие территории и большее число стран, расширяя систему взаимосвязей между национальными экономиками, и провоцируя военно-политические конфликты за источники сырья и рынки сбыта.
Современный этап развития международной торговли обусловлен интенсивными процессами глобализации и активным участием международных институтов в ее регулировании, а также благоприятным влиянием научно-технических достижений, на объемы торговли, возможности производства и доставки товаров, создавая необходимую как транспортную, так и информационную инфраструктуру.
Международная торговля – это сложный феномен в рамках которого можно выделить три основных аспекта:
- организационно-технический;
- рыночный;
- социально-экономический.
Организационно-технический аспект международной торговли представлен торговым обменом между государствами в виде физических товаров, и соответственно ставит вопросы транспортировки, закупки товаров, прохождения границ и т.д.
Рыночный аспект рассматривает международную торговлю как совокупность спроса и предложения, который реализуется в виде двух потоков товаров и услуг мирового экспорта и импорта. При этом мировой спрос учитывает готовность купить товары как вне, так и внутри страны, аналогично рассматривается и мировое предложение. Основные вопросы связаны с балансом конкретных товаров на рынке.
Социально-экономический аспект связан с теми отношениями которые выстраиваются между государствами в рамках торговых взаимоотношений. Именно данный аспект тесно связывает мировую торговлю и мировое разделение труда, поскольку мировая торговля охватывая все государства, создает предпосылки для изменения структуры их производства, указывая на ту производственную нишу, которую им удобнее всего занять с позиции внешней торговли.
Образование и структура ВТО
Всемирное торговое общество представляет собой международную организацию целью, деятельности которой является установление условий для свободной внешней торговли и справедливой конкуренции между государствами. ВТО представляет собой наследника ГАТТ – Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое было заключено в 1947 году. По мере своей деятельности ГАТТ наращивал число государств-членов, а в 1995 году был преобразован в ВТО, по итогам Марракешскому протоколу.
ВТО основывается на трех основных договорах:
- соглашении о новой редакции ГАТТ, регулирующего вопросы товарной торговли;
- Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС);
- Соглашении о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.
Таким образом зона юрисдикции ВТО в сравнении с ГАТТ была значительно расширена, равно как степень требований ВТО к новым членам, его способность влиять на их внутреннюю политику, а также разрешать торговые споры между государствами.
Всего ВТО объединяет 164 страны, на долю которых приходится 97% всего мирового оборота товаров и услуг. Высшим органом ВТО является Министерская конференция, собираемая раз в два года. На постоянной основе деятельность ВТО осуществляется Генеральным советом, находящимся в Женеве, который имеет в своем распоряжении советы по торговле товарами, услугами и правам интеллектуальной собственности.
Задачи и деятельность ВТО
Всемирная торговая организация была создана для содействию либерализации мировой торговли, установления условий справедливой конкуренции, а также содействия экономическому развитию стран-участниц.
Страна, вступающая в ВТО получает возможность для экспорта собственных товаров другим странам участникам на льготных, по сравнению с не участниками условиях, ВТО ограничивает как размер прямых импортных тарифов, так и возможность использования нетарифных средств ограничения ввоза товаров, а также средства защиты внутренних производителей. Однако вступая в ВТО страна обязана, и сама произвести аналогичные действия – снизить тарифы, ограничить поддержку национального производителя, не использовать регуляторы, которые в рамках ВТО считаются произвольными, например, лицензирование или стандарты качества, которые применятся в одностороннем порядке, только к иностранным товарам.
Вместе с тем ВТО предоставляет новым членам льготный период, на протяжении которого страна получает доступ к преимуществам членства, а снижение тарифов происходит постепенно и растянуто на несколько лет. Чем слабее экономика страны, тем дольше составляет переходный период. Также ВТО предоставляет возможность защищать внутренний рынок от демпинга иностранных товаров, когда экспорт в страну субсидируется поставщиком, а товары поставляются по цене ниже, чем внутри самой страны производителя. Однако такая возможность протекции используется достаточно двояко. Развитые страны защищают своих текстильных и сельскохозяйственных производителей от товаров из развивающихся стран, а те в свою очередь вводят ограничения по отношению к импорту высокотехнологичной продукции.
Также одной из важнейших функций ВТО является роль посредника при торговых переговорах, соглашениях и спорах, которое помогает участникам разрешать конфликты в рамках международных договоренностях и на равных позициях, несмотря на силу или слабость их экономик.
Ряд аналитиков рассматривают ВТО как эффективный механизм для вскрытия внутреннего рынка развивающихся стран для дешевых товаров из стран, развитых, в результате чего слабая экономика этих стран теряет последние возможности к своему развитию из-за неспособности национальных производителей конкурировать с потоком дешевых импортных товаров, и государства защитить их от данной конкуренции.