Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Международное экономическое право: понятие, цели, источники и принципы

  • 👀 3672 просмотра
  • 📌 3651 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Международное экономическое право: понятие, цели, источники и принципы» docx
Тема 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО 1.Международное экономическое право - понятие, цели, источники и принципы. 2. Субъекты международного экономического права. 3.Разрешение международных экономических споров. 4. Международное торговое право. 5. Международное финансовое право. 6.Международное инвестиционное право. 14.1 МЭП: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ Международное экономическое право - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные экономические отношения. Беспрецедентный рост значения международных экономических отношений для каждой страны объясняется объективными причинами. Тенденция к интернационализации общественной жизни достигла глобального масштаба, охватив все страны и все основные сферы жизни общества, включая экономическую. Существенной специфической чертой международных экономических отношений является объединение в единую систему различных по субъективной структуре отношений. Международное экономическое право регулирует межгосударственные экономические отношения. Государства устанавливают правовые основы для осуществления международных экономических связей, их общий режим. Международные экономические связи между физическими и юридическими лицами регулируются национальным правом каждого государства. Объектом регулирования международного экономического права являются транспортные, таможенные, финансовые, инвестиционные и другие отношения. Каждый из них имеет свое специфическое предметное содержание, порождающее необходимость специального правового регулирования. Предметом МЭП являются правовые режимы товарооборота, доступа товаров на внутренний рынок, защиты рынка, принципы расчетов по товарообороту, использование тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли, импорта/экспорта, контроля над мировыми ценами на товарных рынках, регулирование товаропотоков, транспортировка товаров, правовой статус частных и юридических лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и т.д. Для регулирования международных экономических отношений государства используют следующие методы правового регулирования: 1) метод двухстороннего регулирования отношений (о торговых договорах, соглашения о товарообороте или поставках товаров, соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве); 2) метод многостороннего регулирования («пакетом» соглашений системы ВТО, включая тексты ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле), ГАТС (Генерального соглашения по торговле услугами), ТРИП (Соглашения о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность), а также многосторонними товарными соглашениями в рамках региональных международных организаций); 3) метод наднационального регулирования (его элементы используются в рамках международных организаций — ВТО, МВФ и др.); 4) метод императивного регулирования, основанный на применении императивных норм МП; 5) метод диспозитивного регулирования, основанный на диспозитивных нормах международных договоров. Источники МЭП включают: 1) универсальные договоры, важнейшие из которых—Устав ООН, закрепивший основные цели и принципы МЭП, Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г. и др.; 2) многосторонние и двухсторонние международные договоры. В них обычно используется т.н. «мягкое право», которое позволяет сторонам выбирать различные средства осуществления обязательств; 3) резолюции международных организаций; 4) нормы обычного права. Целями МЭП являются: а) содействие экономическому и социальному прогрессу всех народов; б) создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами; в) повышение уровня жизни, полная занятость населения в условиях экономического и социального прогресса. В соответствии с принципом суверенного равенства все народы имеют право свободно выбирать свою экономическую систему и осуществлять экономическое развитие. В соответствии с принципами неприменения силы и невмешательства запрещены применение силы и угрозы силой и все иные формы вмешательства, направленные против экономических основ государства. Все споры в экономических отношениях должны решаться исключительно мирными средствами. Согласно принципу сотрудничества государства обязаны сотрудничать друг с другом с целью содействия экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и сотрудничеству, свободному от дискриминации. Важную роль в МЭП играет принцип добросовестного выполнения обязательств. Кроме общих, выделяются специальные принципы МЭП: 1) принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными богатствами и естественными ресурсами; 2) право государства свободно определять свою внешнеэкономическую политику; 3) принцип суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью; 4) принцип всеучастия — полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах 5) принцип преференциального режима для развивающихся стран; 6) принцип международной социальной справедливости; 7) принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих выхода к нему. В международной практике государств выработано несколько правовых режимов межгосударст­венных экономических связей. Кроме принципов существуют правовые режимы, которые также служат основой для осуществления экономического сотрудничества. Это - договорные режимы, т.е. они применяются только тогда, когда заинтересованные государства договорятся об этом. 1.Режим наибольшего благоприятствования означает, что одно государство предоставляет другому государству, его гражданам и юридическим лицам столь же благоприятный режим (права, льготы, привилегии), который предоставлен или будет предоставлен в будущем любому третьему государству. 2.Национальный режим означает, что граждане и юридические лица одного государства пользуются на территории другого государства теми же правами, которые предоставлены местным гражданам и юридическим лицам. 3.Преференциальный режим - предоставление особых преимуществ какому-либо государству или группе государств. Он используется во взаимоотношениях соседних государств либо в рамках интеграционных систем. 14.2 СУБЪЕКТЫ МЭП В системе регулирования международных экономических отношений центральное место занимает государство. Оно является основным субъектом международного экономического права, как и международного права в целом. Суверенитет государства как имманентно присущее ему качество распространяется на экономическую сферу. Мировой опыт свидетельствует, что максимальное осуществление государством своего суверенитета, своих суверенных прав в экономической сфере реально возможно лишь при активном использовании международных экономических связей в интересах своего национального хозяйства в рамках международного экономического права. Рост значения и усложнения международных экономических отношений делают необходимым усиление управления ими совместными усилиями государств через международные организации, что ведет к увеличению числа международных организаций и их роли в развитии экономического межгосударственного сотрудничества. Государства наделяют организации более широкими регулирующими функциями. Резолюции экономических организаций играют важную роль, дополняя правовые нормы, приспосабливая их к меняющимся условиям. Главное место по своему значению занимает Организация Объединенных Наций, имеющая разветвленную систему органов и организаций. Развитием международного экономического сотрудничества, что является одной из целей ООН, занимаются два центральных ее органа: 1) Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации государствам в целях содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и других областях. Под ее руководством действует ЭКОСОС (экономический и социальный совет), который несет главную ответственность за выполнение функции ООН в области экономического и социального сотрудничества. 2) Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) в 1985г. получившая статус специализированного учреждения ООН координирует всю деятельность системы ООН в области промышленного развития в целях ускорения индустриализации развивающихся стран. Другие специализированные учреждения ООН функционируют в отдельных сферах экономического сотрудничества: - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), - Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), - финансовые учреждения ООН (Международный банк реконструкций и развития - МБРР, Международный валютный фонд - МВФ, Международная финансовая корпорация - МФК, Международная ассоциация развития - MAP). 14.3. РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ Экономические споры между физическими и юридическими лицами разных стран относятся к национальной юрисдикции. Они могут рассматриваться судами (общей юрисдикции или арбитражными) государств, либо международными коммерческими арбитражами (МКА). МКА учреждается по национальному праву и руководствуется им в своей деятельности. Определение "международный" относится лишь к характеру рассматриваемых споров - хозяйственные споры международного характера между частными лицами. Некоторые МКА стали высокоавторитетными центрами рассмотрения международных экономических споров. К ним относятся Арбитражный суд Международной торговой палаты (Париж), Лондонский международный третейский суд, Американская арбитражная ассоциация (Нью-Йорк). В России -это Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ. Целям унификации арбитражных процессуальных норм служит ряд международных актов, подготовленных в рамках ООН. Под эгидой Экономической комиссии ООН для Европы была подготовлена и принята в Женеве в 1916г. Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Россия участвует), которая содержит правила относительно формирования арбитража, порядка рассмотрения дела, вынесения решения. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) подготовила Типовой закон о международном коммерческом арбитраже, который был принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1985г. и рекомендован государствам в качестве модели национального закона. Особенно сложна и важна проблема принудительного исполнения решения иностранного арбитража в случае уклонения одной из сторон от его исполнения. Решается эта проблема при помощи международного экономического права. В 1956г. на конференции ООН в Нью-Йорке была принята Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. В ней участвуют 102 государств, включая Россию. Конвенция обязывает государства признавать и исполнять арбитражные решения, вынесенные на территории иностранных государств, так же как и решения собственных арбитражей. \Международное экономическое право включает в себя три подотрасли: 1) торговое право; 2) финансовое право; 3) инвестиционное право. Рассмотрим их. 14.4 МЕЖДУНАРОДНОЕ ТОРГОВОЕ ПРАВО Международное торговое право - подотрасль международного экономического права, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные торговые отношения. Международная торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений. Источники международного торгового права: 1.Торговые договоры - заключаются на двусторонней основе и устанавливают общую правовую основу торговли между договаривающимися государствами. Как правило, они заключаются на длительный срок или бессрочно и решают большой круг вопросов: определяют субъектов, правомочных осуществлять торговые или экономические связи в целом со стороны каждого договаривающегося государства; предоставляют друг другу правовой режим в отношении таможенного обложения, порядка ввоза и вывоза товаров, транспортировки товаров, транзита, торгового мореплавания; определяют правовой режим деятельности физических и юридических лиц одной стороны на территории другой. 2. Соглашения о товарообороте устанавливают контингенты товаров, которые составляют товарооборот между договаривающимися государствами на двусторонней основе. Как правило, они заключаются на короткие сроки (6-12 месяцев). 3. Основным универсальным актом в области международной торговли стало Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947г. (ГАТТ). Оно легло в основу многостороннего регулирования торговли и тем самым в основу международного торгового права. Основные цели Соглашения; либерализация внешней торговли, снижение таможенных тарифов, отказ от количественных ограничений импорта, устранение дискриминации в области торговли. Соглашение содержало положения о режиме наибольшего благоприятствования (сфера применения, возможные изъятия и др.), о национальном режиме, о недискриминации. Постепенно задачи ГАТТ расширялись и оно превращалось в основное торговое объединение государств. Такая трансформация была юридически оформлена в 1994г. подписанием Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) вместо ГАТТ. 4. Международные торговые соглашения также являются многосторонними соглашениями в области торговли. Они заключаются между странами импортерами и экспортерами натурального и сельскохозяйственного сырья на определенный срок, чаще всего на пять лет, а затем пересматриваются. С помощью установления квот на куплю-продажу соответствующего товара государства стремятся предотвратить резкие колебания цен. Международные торговые организации 1. Центральное место в системе международного торгового права занимает Всемирная торговая организация (ВТО) – постоянно действующая международная организация, контролирующая более 95% международной торговли. Основные направления ее деятельности: - выполнение административных функций в отношении многосторонних соглашений, являющихся Приложением к Соглашению о ВТО, и их имплементация в национальное законодательство; - наблюдение за состоянием мировой торговли и предоставление консультаций по вопросам управления в этой области; - содействие проведению многосторонних торговых договоров между государствами-членами; - урегулирование торговых споров; - контроль за торговой политикой государств; - сотрудничество с другими международными учреждениями для выработки курса глобальной торговой политики. Учреждение ВТО - важный шаг в совершенствовании механизма регулирования международных экономических и торговых отношений. Участники контролируют более 90% мировой торговли. Основные цели и задачи ВТО – либерализация международной торговли, обе6спечение ее справедливости и предсказуемости; экономический рост и повышение благосостояния; обеспечение полной занятости; защита и сохранение окружающей среды Вступление России в ВТО с 1 июля 2012 года, является закономерным проявлением ее возрастающей роли в международном экономическом сотрудничестве. 2. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была создана в 1964г. как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, но переросла в самостоятельную международную организацию. Ее задачей является формирование принципов и политики в сфере международной торговли, направленных на ускорение экономического развития, содействие международной торговле, финансирование торговли. Обязанность ЮНКТАД – поощрение международной торговли между странами, находящимися на разных уровнях социально-экономического развития. 3. ЮНСИТРАЛ – создана в 1966 г. в качестве вспомогательного органа Ген. Ассамблеи ООН. Ее основная функция: кодификация права международной торговли. Представляет различные географические регионы и правовые системы мира. Имеет специальный мандат на координацию правовой деятельности в области права международной торговли как центральный правовой орган ООН в этой сфере. В рамках ЮНСИТРАЛ разработан целый ряд действующих международных конвенций: Венская конвенция о международных договорах купли-продажи товаров 1980 г.; Об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. и др. 14.5 МЕЖДУНАРОДНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО Международное финансовое право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения. Источники международного финансового права. 1.Основное регулирование валютно-финансовых отношений между государствами осуществляется двусторонними договорами. Нормы, относящиеся к этой сфере содержатся в общих договорах по торговому или экономическому сотрудничеству. Однако это не исключает наличия специальных соглашений валютно-финансового характера. 2. Клиринговые соглашения определяют порядок взаимных расчетов путем зачета встречных требований и обязательств, возникающих во внешнеэкономической сфере, без перевода иностранной валюты. Цель таких соглашений - сбалансировать взаимные платежи. 3. Платежные соглашения регламентируют расчеты в согласованной валюте и устанавливают механизм расчетов. Кредитные соглашения определяют условия предоставления займа, его формы и условия. 4. Валютно-финансовые отношения стали чаще регулироваться многосторонними договорами. В качестве примера можно сослаться на серию соглашений между странами Западной Европы о порядке взаимных расчетов в евровалюте (Маастрихтский договор 1992г.). Международные финансовые организации - являются важным звеном механизма осуществления межгосударственного сотрудничества. 1.Международный валютный фонд (МВФ) занимает центральное положение в системе международных валютно-финансовых организаций. Членами Фонда являются почти все государства, включая Россию. Главная цель МВФ состоит в том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств и предоставлять займы для поддержания их платежных балансов и валютных курсов. 2.Всемирный банк представляет сложное международное образование, связанное с ООН. В его систему входят четыре автономных учреждения, подчиненных президенту Всемирного банка: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Общая цель этих учреждений: содействие экономическому и социальному развитию менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и консультативной помощи, содействие в подготовке кадров. В рамках этой общей цели каждое учреждение осуществляет свои цели. 14.6 МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО На современном этапе развития международный обмен капитала приобрел глобальные масштабы. При этом экспорт капитала из одной страны и инвестирование в экономику другого государства – явления двуединые, взаимообусловленные. Международное инвестиционное право - система принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу капиталовложений. Основной принцип международных инвестиционных отношений сформулирован в Хартии экономических прав и обязанностей государств: каждое государство имеет право "регулировать контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям". Межгосударственные инвестиционные отношения регулируются главным образом двусторонними договорами. Они могут называться по-разному: соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашение о содействии осуществления и взаимной защите капиталовложений. Круг вопросов: установление правового режима иностранным инвесторам (как правило, национальный режим); система гарантий, предоставляемых принимающими государствами (от национализации, от запрещения свободного вывоза валюты, от некоммерческих, т.е. политических рисков и др.); порядок рассмотрения споров между иностранным инвестором и принимающим государством. По инициативе МБРР в 1988г. было учреждено на основании Сеульской конвенции 1985г. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Его цель - поощрение иностранных капиталовложений на производственные цели, что достигается путем предоставления гарантий, включая страхование и перестрахование иностранных инвестиций от некоммерческих рисков. Одним из важнейших вопросов, решаемых международными инвестиционными договорами, является вопрос о национализации иностранных инвестиций. Право государства национализировать иностранную собственность признано международным правом. Однако его осуществление обусловлено рядом специальных требований: во-первых, национализация не может быть произвольной, она может быть осуществлена в исключительных случаях, в общественных интересах и на основе закона; во-вторых, она должна сопровождаться выплатой "быстрой, эффективной и адекватной" компенсации. В законе Российской Федерации «Об иностранных инвестициях» устанавливается обязательность выплаты компенсации, при этом она должна соответствовать реальной стоимости национализируемого имущества. Вопросы для контроля: 1.Что понимается под международным экономическим правом? Его особенности, субъекты, источники и принципы и правовые режимы?. 2. Субъекты международного экономического права? 3. Каков порядок разрешения международных экономических споров? 4. Что понимается под международным торговым правом? Что собой представляет ВТО?. 5. Что понимается под международным финансовым правом? Чем занимается МВФ и Всемирный банк? 6.Что понимается под международным инвестиционным правом? Тема 15. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО 1.Понятие, источники и принципы международного морского права. Виды морских пространств. 2.Правовой режим внутренних (морских) вод. 3.Правовой режим территориального моря. 4.Правовой режим прилежащей зоны. 5. Исключительная экономическая зона. 6.Континентальный шельф. 7.Открытое море. 8.Международные проливы. 9.Международные морские каналы. 10.Международный район морского дна. 11.Замкнутые и полузамкнутые моря. 15.1 ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ М.М.П. ВИДЫ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ. Международное морское право - это совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударственные отношения в связи с их исследованием и использованием. М.М.П. является одной из самых древних отраслей международного права. Отраслевые принципы М.М.П.: 1.Принцип свободы открытого моря является общепризнанным. Он исходит из того, что открытое море не может быть подчинено суверенитету какого бы то ни было государства. Оно находится в общем и равноправном пользовании всех государств. 2.С принципом свободы открытого моря тесно связан принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море. Он предусматривает, что в отношении судна, находящегося в открытом море, а также всех лиц на его борту и их имущества действует исключительно законодательство государства флага, под которым плавает данное судно. 3. Другой важный принцип международного морского права - принцип мирного использования Мирового океана. Он следует из принципов мирного разрешения споров и неприменения силы или угрозы силой. В соответствии с ним морские пространства должны использоваться исключительно в мирных целях. 4. Принцип охраны морской среды в концентрированном виде сформулирован в ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., устанавливающей, что государства обязаны защищать и сохранять морскую среду. 5.В последние десятилетия получил всеобщее признание принцип общего наследия человечества. В рамках международного морского права этот принцип предусматривает общее равноправное пользование ресурсами морского дна и его недр за пределами действия национальной юрисдикции, на которые не распространяются суверенитет или суверенные права какого бы то ни было государства. Источники М.М.П.: 1. Новейшим комплексным актом М.М.П. является Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которая подписана более чем 150 государствами и вступила в силу 16 ноября 1994г. 2. Существенное значение имеют также договоры по специальным вопросам сотрудничества: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г.; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974г.; Международная конвенция по поиску и спасению на море 1979г.; ряд конвенций о борьбе с загрязнением морской среды - относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969г., по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972г. и др. Следует отметить вклад в разработку ряда международных договоров по морскому праву Международной морской организации (ИМО). 3. Государства заключают также локальные многосторонние и двусторонние договоры по различным вопросам морской деятельности. 4. В целях обеспечения наиболее эффективной реализации норм международного морского права государства издают внутригосударственные законодательные и иные правовые акты. Они необходимы, поскольку конкретизируют положения международно-правовых норм применительно к условиям конкретного государства, определяют компетентные органы и учреждения в сфере реализации норм морского права, устанавливают ответственность за их нарушение. К таким актам относятся Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации", Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации". Пространство Мирового океана, составляющее более 71% поверхности земного шара. Понятием "морские пространства" охватываются поверхность морских вод, их толща, а также морское дно с его недрами. Международно-правовой статус морских пространств - это их правовое положение, характеризующееся прежде всего подчинением суверенитету или юрисдикции прибрежного государства. Морские пространства правовом отношении подразделяется на ряд категорий: 1) внутренние морские пространства; 2 территориальные воды; 3) прилежащая зона; 4) континентальный шельф; 5) экономическая зона; 6) открытое море; 7) международный район морского дна; 8) международные проливы; 9) замкнутые и полузамкнутые моря; 10) международные каналы. Рассмотрим каждое из них. 15.2 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВНУТРЕННИХ (МОРСКИХ) ВОД Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет. Государство в национальном законодательстве устанавливает границы своих внутренних морских вод с учетом правил Конвенции ООН по морскому праву и других норм международного права. В Российской федерации они определены ст.5 Закона «О Государственной границе РФ». К внутренним морским водам относятся: 1. Воды портов до линии, соединяющей наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения. 2. Воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль. Если линия входа в залив (бухту, губу, лиман) превышает 24 мили, то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива. 3. Воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежат данному государству, независимо от ширины линии естественного входа (заливы Петра Великого в России, Гудзонов в Канаде, Бристольский в Великобритании и т.д.; проливы - Гудзонов, Карские ворота; моря - Белое, Карское и др.). Правовой статус морей, побережье которых принадлежит двум или нескольким государствам, определяется или должен определяться по соглашению между прибрежными государствами. 4. Воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов. Прямые исходные линии должны быть обозначены на картах и доведены до сведения других государств. Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. Он устанавливается внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами. Иностранные суда заходят во внутренние воды и порты государства по разрешению. Иностранным невоенным судам разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты. Перечень открытых портов определяется прибрежным государством по своему усмотрению и доводится до сведения ежегодно в Извещениях мореплавателям. Следуя в порт, они обязаны информировать о времени своего прибытия. Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежного государства либо по его приглашению. Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру. На иностранные невоенные суда, находящиеся во внутренних водах и портах, распространяется юрисдикция прибрежного государства. Уголовная юрисдикция выражается в том, что компетентные органы прибрежного государства вправе проводить расследование и рассматривать дела о преступлениях, совершенных на борту судна. В соответствии с двусторонними соглашениями о морском торговом судоходстве такая юрисдикция осуществляется, если правонарушение посягает на общественный порядок или безопасность прибрежного государства; если последствия правонарушения распространяются на его территорию; если имеется просьба капитана судна или консула государства, под флагом которого плавает судно, об оказании помощи; если преследование необходимо в целях борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. В этих случаях власти прибрежного государства вправе провести расследование, обыск, арест и рассмотреть дело в суде. О необходимости осуществления указанных мер извещается консул страны флага судна. Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются государственные некоммерческие и военные суда. Военные корабли во внутренних водах и портах пользуются правом неприкосновенности. К иностранному военному кораблю недопустимо применение каких-либо принудительных действий. 15.3 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ Территориальное море (территориальные воды) - морской пояс, прилегающий к берегу или внутренним морским водам государства, на который распространяется его суверенитет. Каждое прибрежное государство в соответствии национальным законодательством определяет правовой режим своего территориального моря, так как оно входит в состав государственной территории, а его внешняя граница является государственной границей прибрежного государства на море. Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия). В отдельных государствах принята меньшая ширина - 6 (Греция), 4 (Норвегия) и даже 3 морских мили (США, ФРГ и др.). Отсчет ширины территориального моря производится: 1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутренних вод; 3) от прямых исходных линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья. Территориальное море, его дно и недра, а также расположенное над ним воздушное пространство находятся под суверенитетом прибрежного государства. Вместе с тем признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море, что является компромиссом между суверенитетом государства и интересами международного судоходства. При осуществлении мирного прохода в территориальных водах запрещается: 1) угроза силой или ее применение; 2) любые маневры или учения с оружием любого вида; 3) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; 4) любой акт пропаганды, посягающий на оборону или безопасность прибрежного государства; 5) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; 6) погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадка или высадка любого лица, вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства; 7)любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения; 8) любая рыболовная деятельность; 8) проведение исследований или гидрографическая деятельность; 9) деятельность, нарушающая принципы международного права, другие нормы международного права, законы и правила прибрежного государства, относящиеся к мирному проходу и др. Согласно ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву, уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев: а)если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; б)если преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; в)если капитан судна, дипломатический агент или консул, или иное должностное лицо государства флага, обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; г)если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами. Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. 15.4 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРИЛЕЖАЩЕЙ ЗОНЫ Прилежащая зона - часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях. Согласно ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву контроль может быть необходим: а) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; б) для наказания за нарушение этих правил. Прилежащая зона может быть четырех видов: таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная. Она не может простираться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море. Контроль включает право остановить судно, произвести осмотр и, если выяснится, что имело место нарушение, принять меры, необходимые для осуществления расследования обстоятельств нарушения и наказания за него. Прибрежное государство не должно осуществляя свои права в прилежащей зоне наносить ущерба правам и интересам других государств, правомерно использующих эту зону. Таким образом, отличительная особенность прилежащей зоны состоит в том, что права прибрежного государства здесь характеризуются строго целевым назначением и сводятся к контролю, имеющему двоякое назначение: во-первых, он осуществляется для предотвращения нарушений определенных правил в пределах территории или территориального моря прибрежного государства и, во-вторых, для наказания за совершенные нарушения указанных правил. 15.5 ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА Исключительная экономическая зона (exclusive economic zone - EEZ) представляет собой морской пояс, примыкающий к территориальному морю прибрежного государства, установленный в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море, и в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, а также юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды. Осуществляя указанные права, прибрежное государство обязано должным образом учитывать права других государств в исключительной экономической зоне. Главная особенность режима исключительной экономической зоны состоит в том, что здесь права и юрисдикция прибрежного государства, а также права и свободы других государств установлены строго и определенно только соответствующими положениями Конвенции 1982 г. Поэтому было бы ошибочно считать, что режим исключительной экономической зоны может устанавливаться прибрежным государством по своему усмотрению. Характерные особенности правового режима исключительной экономической зоны следующие. Во-первых, исключительная экономическая зона находится за пределами территории какого-либо государства, на нее не распространяется суверенитет последнего. Права прибрежного государства носят здесь исключительно ограниченный характер. Во-вторых, исключительная экономическая зона возникла как результат компромисса, к которому пришли государства в ходе подготовки и проведения III Конференции ООН по морскому праву. Это был компромисс между государствами, претендовавшими на значительно большую ширину территориального моря, чем 12 морских миль (до 200 морских миль), и странами, которые, будучи заинтересованными в обеспечении многосторонней морской деятельности, возражали против такого расширения территориальных пределов суверенитета прибрежных государств. Притязавшие на расширение территориального моря государства, в особенности развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки, стремились главным образом к установлению своего контроля в отношении естественных ресурсов прибрежных районов, а также проведения в них научных исследований и защиты морской среды. Страны, преследовавшие цели, связанные с осуществлением мореплавания, включая военное, согласились на расширение прав прибрежных стран в пространственном отношении в деле обеспечения их экономических интересов. Это согласование интересов прибрежных государств и других стран, являющихся мощными и традиционными морскими державами, явилось одним из неотъемлемых элементов того "пакета", который и привел в конечном счете к выработке и окончательному принятию Конвенции. Отсюда следует, что, во-первых, прибрежное государство обладает в исключительной экономической зоне не суверенитетом, а суверенными правами, т.е. правами, установленными в строго определенных целях и четко ограниченном объеме. Во-вторых, суверенные права установлены лишь в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых природных ресурсов. Это означает, в частности, что прибрежные государства осуществляют суверенные права в отношении всех рыбных ресурсов, включая прикрепленные к морскому дну (например, отряд ракообразных), минеральных ресурсов - нефти, газа и др., а также энергии, исходящей в силу использования течений, ветра и воды. В-третьих, указанные права носят исключительный характер: никакое другое государство не вправе без согласия прибрежного государства осуществлять подобную деятельность в исключительной экономической зоне последнего. Точно такой же исключительный характер носит предусмотренная Конвенцией юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне. С одной стороны, эта юрисдикция установлена в точно ограниченных объемах и целях, но с другой - ни одно государство не вправе осуществлять юрисдикцию в отношении искусственных островов, установок и сооружений, т.е. не вправе устанавливать эти установки без согласия прибрежного государства. Только прибрежное государство вправе осуществлять юрисдикцию в связи с какими-либо нарушениями в сфере защиты морской среды. Только прибрежное государство вправе разрешать морские научные исследования в его исключительной экономической зоне. Характерно, что объем прав прибрежного государства в исключительной экономической зоне настолько ограничен, что это государство может осуществлять только те права и обязанности, которые предусмотрены в Конвенции 1982 г. Иными словами, никакое прибрежное государство не может претендовать на осуществление какого-либо права, которое не установлено положениями Конвенции (например, контролировать иностранное судоходство, осуществлять таможенный или медицинский контроль и т.д.). Ограниченный характер прав прибрежного государства в исключительной экономической зоне, сама правовая основа этой зоны и все приведенные выше особенности ее статуса и правового режима обусловливают наличие и действенный характер прав и свобод других государств в данном морском пространстве. Несмотря на полное признание суверенных прав и юрисдикции прибрежных государств в исключительной экономической зоне, другие государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, таким, как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимыми с другими положениями настоящей Конвенции (п. 1 ст. 58). Что касается других правомерных видов использования моря, то можно сослаться на применение искусственных спутников Земли для осуществления космической связи между торговыми судами и береговыми службами посредством системы международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) и др. 15.6 КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ Континентальный шельф. Согласно Конвенции 1958 г. под континентальным шельфом понимаются поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу за пределами территориальных вод до глубины в 200 м или за этими пределами до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств, а также поверхность и недра подводных районов, примыкающих к берегам островов. В настоящее время по самым различным оценкам около трети мировой добычи нефти и газа приходится на континентальный шельф. Именно здесь открываются самые крупные месторождения. Континентальный шельф имеет огромное стратегическое и экономическое значение для России. По официальным данным Министерства природных ресурсов, площадь российского континентального шельфа составляет около 6,2 млн. квадратных километров, что соответствует 21% площади шельфа всего Мирового океана. Конвенция 1958 г. устанавливает два критерия для определения внешней границы континентального шельфа: 1) глубина (200 м); 2) техническая доступность (так называемый критерий эксплуатабельности). Континентальный шельф, примыкающий к берегам некоторых государств, очень широк, крутизна его склона невелика, а покрывающие воды имеют небольшую глубину. Таким государствам, например Аргентине, выгоден критерий глубины при исчислении своего шельфа. У некоторых же государств (Чили, Перу, Испания) шельф очень узок, поскольку почти сразу происходит резкий обрыв на большие глубины. Для таких государств применение критерия глубины крайне невыгодно. Что касается критерия эксплуатабельности, то его применение удобно для развитых государств, имеющих в своем распоряжении соответствующие технологии. Вместе с тем такой критерий не может устраивать государства, чьи технические возможности ограниченны. Компромиссное решение предусмотрено в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Согласно ее положениям под континентальным шельфом понимаются морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориальных вод на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Если, однако, подводная окраина материка простирается более чем на 200 миль от берега, то в таком случае внешняя граница может находиться не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты. В Конвенцию 1982 г. практически без изменений вошли положения Конвенции 1958 г. о континентальном шельфе, определяющие характер суверенных прав государств на континентальный шельф в целях его разведки и разработки. С геолого-морфологической точки зрения континентальный шельф (continental shelf) - это пологая часть материка, продолжающаяся под морскими водами до того места, где она резко переходит в материковый склон. Таким образом, юридическое понятие континентального шельфа шире геолого-морфологического, поскольку включает, помимо самого шельфа, прибрежные районы морского дна, где континентального шельфа в его прямом смысле нет, а также районы морского дна за пределами континентального шельфа. Кроме того, если с географической точки зрения шельф начинается от берега моря, то с юридической - от внешней границы территориального моря, поскольку территориальное море, морское дно и его недра в рамках территориальных вод входят в государственную территорию. Континентальный шельф за пределами территориального моря не составляет часть государственной территории, но прибрежные государства обладают определенными правами в пределах континентального шельфа за границей территориального моря. В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (ст. 1) континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ. Внешняя граница континентального шельфа РФ находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права. Делимитация континентального шельфа между РФ и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ, осуществляется на основе международных договоров РФ или норм международного права. Линии внешних границ континентального шельфа или заменяющие их утвержденные Правительством РФ перечни географических координат точек с указанием основных геодезических данных и делимитационные линии указываются на картах установленного масштаба или публикуются в "Извещениях мореплавателям". Статья 5 Закона устанавливает права РФ на континентальном шельфе. К ним относятся: 1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если РФ не осуществляет их, никто не может делать это без ее согласия; 2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей; 3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над последними, в том числе в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также касающихся безопасности; 4) юрисдикция в отношении: - морских научных исследований; - защиты и сохранения морской среды; - прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ. Права России на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами. Законом РФ О континентальном шельфе предусмотрено, что искусственные острова, установки и сооружения не обладают статусом островов и не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Вокруг них устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 метров от каждой точки внешнего края искусственных островов, установок и сооружений. О создании искусственных островов, установок и сооружений, об установлении вокруг них зон безопасности, а также об их полном или частичном удалении с указанием глубины, географических координат, размеров, а также о проложенных кабелях и трубопроводах сообщается в специально уполномоченный на то федеральный орган для опубликования в "Извещениях мореплавателям". Искусственные острова, установки и сооружения не создаются на признанных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства. Физические и юридические лица, виновные в нарушении положений указанного Закона, привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с российским законодательством в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера 15.7 ОТКРЫТОЕ МОРЕ Открытое море. Под открытым морем (high seas, open sea) понимаются все воды Мирового океана, которые находятся за внешней границей исключительных экономических зон. Открытое море не может быть подчинено чьему-либо суверенитету, оно находится в общем и равноправном пользовании всех государств. Правовой режим открытого моря регламентируется исключительно нормами международного права, прежде всего положениями Конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Согласно Конвенции об открытом море 1958 г. свобода открытого моря включает в себя: 1) свободу судоходства; 2) свободу рыболовства; 3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; 4) свободу летать над открытым морем. Конвенция 1982 г. расширила понятие свободы открытого моря, включив дополнительно: 5) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом; 6) свободу научных исследований. Все государства должны осуществлять эти свободы, должным образом учитывая интересы других государств. Иными словами, свобода открытого моря не носит абсолютный характер. Свобода судоходства означает, что каждое государство независимо от того, имеет ли оно выход к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Основу правового режима судоходства в открытом море составляет принцип свободы открытого моря, являющийся одним из общепризнанных принципов современного международного права. Из него вытекает принцип исключительной юрисдикции государства флага, в соответствии с которым любое судно, находящееся в открытом море, подчиняется законам и власти только того государства, под флагом которого оно плавает. Вмешиваться в плавание иностранного торгового судна в открытом море имеют право только военные корабли или другие суда и летательные аппараты, находящиеся на правительственной службе и уполномоченные для этих целей. Кроме того, такое вмешательство ограничено строго определенными случаями: 1) на основании международного договора; 2) если судно занимается пиратством; 3) если судно занимается работорговлей; 4) если судно занимается несанкционированным вещанием, а государство флага военного корабля имеет юрисдикцию; 5) если судно не имеет национальности; 6) если на судне поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, но в действительности судно имеет ту же национальность, что и данный корабль; 7) при осуществлении права преследования. Во всех вышеуказанных случаях военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг. С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейший осмотр на борту этого судна со всей возможной осмотрительностью. Если подозрения оказываются необоснованными и при условии, что осмотренное судно не совершило никаких действий, которые оправдали бы эти подозрения, ему должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб. Что касается возможности вмешательства на основании международного договора, то оно может быть осуществлено только при условии, что военный корабль или судно, осуществляющее вмешательство, и судно, в отношении которого такое вмешательство осуществляется, являются участниками соответствующего международного договора. Военные корабли и государственные суда пользуются безусловным иммунитетом от актов вмешательства иностранных государств. Существенным изъятием из исключительной юрисдикции государства флага является право преследования по горячим следам. Преследование прекращается, как только преследуемое судно войдет в территориальное море своего или третьего государства. 15.8 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЛИВЫ Международные проливы естественные узости, соединяющие части открытого моря или исключительной экономической зоны и используемые для международного судоходства и воздушной навигации. В основу определения режима проливов положено правило сочетания интересов прибрежных (припроливных) государств и других государств, пользующихся ими. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982г., вид правового режима международного пролива зависит оттого, к какой части морского пространства он относится и какие части соединяет. Можно выделить следующие виды: 1. Проливы, используемые для судоходства между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства (Мессинский, Тиранский и др.). Здесь применяется право мирного прохода, осуществляемое в соответствии с правилами, присущими мирному проходу через территориальное море. 2. Приливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны (Гибралтарский, Малаккский, Баб-эль-Мандебский и др.). В таких проливах применяется транзитный проход, который представляет собой осуществление свободы судоходства и полетов единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив, а также для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом. Суда и летательные аппараты при осуществлении транзитного прохода обязаны без промедления следовать через пролив или над ним, воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств, граничащих с проливом. 3. Проливы, в средней части которых имеется полоса открытого моря или исключительной экономической зоны, удобная для судоходства (Мозамбикский, Корейский, Тайванский). Здесь действует свобода судоходства, принятая в открытом море и в исключительной экономической зоне. 4. Проливы, правовой режим которых определяется специальными международными соглашениями (Балтийские, Магелланов, Черноморские). Черноморские проливы (Босфор, Дарданеллы и Мраморное море) соединяют Черное и Средиземное моря. В соответствии с Конвенцией о режиме проливов 1936г. торговые суда всех стран пользуются свободой прохода в любое время суток и без каких-либо формальностей. В отношении военных судов предусмотрены ограничения. Черноморские государства могут проводить любые корабли (без ограничения тоннажа и класса) по предварительному уведомлению правительства Турции не менее чем за 8 суток. Через проливы могут проходить военные корабли нечерноморских стран водоизмещением не более 10 тыс. тонн. Запрещен проход авианосцев и подводных лодок. Правительство Турции должно быть извещено о проходе за 15 суток. 15.9 МЕЖДУНАРОДНЫЕ МОРСКИЕ КАНАЛЫ Международные морские каналы - искусственно созданные морские пути на территории определенных государств, находящихся под их суверенитетом, с установленным международно-правовом режимом (Суэцкий, Панамский и Кильский каналы). Их особенностью является то, что они проложены по территориям государств (в пределах действия государственного суверенитета) Суэцкий канал расположен на территории Египта и находится под его суверенитетом. Он соединяет Средиземное море с Красным. Длина канала составляет 161км. Был открыт для судоходства в 1869г. Правовой режим канала определяется Константинопольской конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу от 29 октября 1888г., законодательными актами Египта и заключается в следующем. Канал в мирное и военное время всегда свободен и открыт для всех торговых и военных судов, независимо от флага. Государства обязуются не нарушать свободы пользования каналом как в военное, так и в мирное время, а также не нарушать неприкосновенность канала, его материальную часть, учреждения, постройки и т.д. Конвенция запрещает устанавливать блокаду. Запрещаются также военные действия как в канале и его входных портах, так и на расстоянии 3 морских миль от этих портов. Для прохода по каналу Администрации заранее сообщаются названия и национальная принадлежность судна, список экипажа и пассажиров (для невоенных судов). Для прохода военных кораблей необходимо заблаговременно, не менее чем за 10 дней для предполагаемого прохода по каналу, направить уведомление в МИД Египта. Панамский канал. Панамский канал длиной 82 км проложен через Панамский перешеек и соединяет Тихий океан у городов Бальбоа и Панама с Атлантическим океаном у городов Кристобаль и Колон. Официальное открытие канала состоялось в августе 1914 г., но для целей международного судоходства Панамский канал стал использоваться с 1920 г. 31 декабря 1999 г. в соответствии с Договором о Панамском канале Панамский канал перешел под суверенитет Панамы. Порядок плавания по Панамскому каналу определяется соответствующими Правилами. Особенностью плавания в Панамском канале, как и в Кильском, является наличие системы шлюзов, позволяющих преодолеть разность в уровнях воды. В шлюзы судно заводится с помощью мощных электровозов. Канальные сборы являются существенной статьей дохода в бюджете Панамы. Так, в декабре 2001 г. был установлен своеобразный рекорд оплаты за проход судна через Панамский канал - 208653,16 доллара США. Он был установлен круизным судном "Норвегиан стар" с более чем двумя тысячами туристов на борту. Согласно Договору между США и Панамой о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 г. (ст. 1) канал как международный транзитный водный путь является постоянно нейтральным. Положения этого двустороннего договора нашли отражение в Протоколе к нему, который открыт для присоединения всех государств. В 1988 г. к Протоколу присоединился Советский Союз. Таким образом, Россия как государство - преемник СССР является участником Протокола к Договору о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 г. Следует отметить, что в ст. VII Договора о принципах отношений между Россией и Панамой, подписанного в Боготе 27 ноября 1997 г., гарантируется надежное и стабильное функционирование канала как международного водного пути, открытого для безопасного прохода всех судов мира. Кильский канал пересекает основание Ютландского полуострова между бухтой Килер-Ферде и устьем реки Эльба и является кратчайшим путем, соединяющим Балтийское и Северное моря. Длина канала - 98,7 км, ширина по поверхности - 102 м, по дну - 42 м. Глубина на судоходном фарватере - 11,3 м. Канал полностью расположен на территории Германии. Он на 685 км сокращает путь по сравнению с плаванием через Балтийские проливы. Канал создавался в 1887 - 1895 гг. Право прохода через Кильский канал было установлено Версальским договором 1919 г. на Парижской мирной конференции, согласно которому канал был открыт для торговых и военных судов всех стран, находящихся в состоянии мира с Германией. Установленный в Версальском мирном договоре (ст. ст. 380 - 386) правовой режим Кильского канала был основан на принципах, уже известных по Константинопольской конвенции 1888 г. Декларировалась равная свобода прохода по каналу для торговых и военных судов всех стран, находящихся в состоянии мира с Германией. На Германию было возложено обязательство воздерживаться от строительства укреплений и устройства артиллерийских батарей, которые могли бы угрожать морским путям между Балтийским и Северным морями. В настоящее время судоходство по каналу регламентируется Правилами плавания в Кильском канале. Согласно Правилам торговые суда всех стран пользуются свободой прохода после уплаты транзитных сборов и получения пропускного свидетельства. В проходе может быть отказано судам, не отвечающим всем необходимым требованиям для плавания по каналу. Военные корабли проходят канал только при наличии разрешения, заблаговременно полученного дипломатическим путем. При проходе через канал военные корабли пользуются иммунитетом, но обязаны соблюдать все правила прохода. Специальных договорных актов о режиме канала нет до настоящего времени, что, однако, не изменило его международный характер. На основе длительной и обширной практики сформировалась международная обычная норма о праве прохода через канал торговых и военных судов всех стран. Порядок применения этой нормы регулируется национальными актами Германии. Движение судов в Кильском канале двустороннее и регулируется диспетчерской службой. Скорость судов не должна превышать 8 узлов. Расхождение встречных или обгоняющих друг друга судов производится в специальных местах расширения канала. В ожидании расхождения судно прижимается к палам, установленным у кромок канала, отдает якорь на одну смычку и удерживается на месте, периодически работая машиной. Проход по каналу, включая время, затрачиваемое на шлюзование, занимает, как правило, 8 - 10 часов. Перед входом в Кильский канал на борт судна принимается рулевой, предоставляемый администрацией канала. На судно валовой вместимостью 2500 рег. т и более необходимо брать двух рулевых. Лоцманская проводка обязательна для всех судов, входящих в Кильский канал или идущих по нему. От лоцманской проводки освобождаются суда, идущие к причалам внешней гавани Киль-Хольтенау или выходящие из нее в бухту Килер-Ферде. Для прохода Кильским каналом необходимы следующие документы: заполненный и подписанный капитаном судна бланк уведомления о прибытии, мерительное свидетельство и другие судовые документы, а по требованию и документы о грузе. Капитаны, имеющие право свободного прохода, должны иметь соответствующее свидетельство и предъявлять его, а также документ, подтверждающий личность владельца этого свидетельства; спортивные суда обязаны предъявлять удостоверение с заполненным корешком. Радиосвязь в Кильском канале, за исключением случаев, когда имеется специальное разрешение, допускается устанавливать только с ближайшей немецкой береговой радиостанцией общего пользования. Вблизи крупных селений следует ограничивать пользование радиопередатчиками. Суда, проходящие Кильский канал, должны быть согласны подвергаться медико-санитарному обследованию, если они считаются инфекционными или подозреваются в этом. В результате длительной практики международного судоходства по Кильскому каналу при участии практически всех стран мира возникла особая правовая ситуация. Она позволяет рассматривать современный режим этого канала не только в рамках национальных актов, но уже и с точки зрения обычного международного права. В этой связи закрытие Кильского канала для прохода судов либо дискриминация флага являются нарушением норм международного права. 15.10 МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАЙОН МОРСКОГО ДНА (РАЙОН) Район - дно морей и океанов и их недра, находящиеся за пределами национальной юрисдикции. Конвенция 1982г. не только объявила Район общим наследием, но и определила основные принципы этой концепции. Использование Района допустимо лишь в мирных целях. Вся деятельность осуществляется на благо всего человечества. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству. Соответственно ни одно государство не может претендовать на суверенитет над какой-либо его частью. Ни государство, ни физические и юридические лица не могут присваивать его части. Отчуждены могут быть лишь полезные ископаемые, добытые в Районе в соответствии с Конвенцией 1982г. Деятельность в Районе осуществляется таким образом, чтобы содействовать здоровому развитию мировой экономики, способствовать всестороннему развитию всех стран, особенно развивающихся. Поощряется эффективное участие развивающихся стран в деятельности Района с должным учетом их особых интересов. Создаваемый на основе Конвенции 1982 г. Международный орган по морскому дну обеспечивает справедливое распределение выгод, получаемых от деятельности в Районе. Основные подразделения этого Органа - Ассамблея, Совет и Секретариат. В состав Органа по морскому дну входит также Предприятие. Эксплуатация ресурсов может осуществляться непосредственно Предприятием, а также в ассоциации с ним государствами, их физическими и юридическими лицами. 15.11 ЗАМКНУТЫЕ И ПОЛУЗАМКНУТЫЕ МОРЯ Замкнутое или полузамкнутое море - залив, бассейн или море, окруженное территорией нескольких государств, сообщающееся с другим морем через узкий пролив или полностью изолированные, главным образом состоящие из территориального моря и исключительной экономической зон нескольких государств. Основной принцип состоит в том, что режим таких морей определяется соглашением прибрежных государств. Они обязаны сотрудничать при осуществлении своих прав в отношении рассматриваемых морей. Это обязательство включает: 1) координацию управления живыми ресурсами моря; 2) защиту окружающей среды; 3) координацию научных исследований. Россия является прибрежным государством такого полузамкнутого моря, как Черное море, и такого замкнутого, как Каспийское море. 15.12 АРХИПЕЛАЖНЫЕ ВОДЫ Вопросы для контроля: 1. Что понимают под международным морским правом? Его источники и принципы? 2. Дайте характеристику следующим видам морских пространств: 1)внутренние (морские) воды; 2)территориальное море; 3) прилежащая зона; 4)международные проливы; 5) исключительная экономическая зона; 6) континентальный шельф; 7) открытое море; 8) международные морские каналы; 9) международный район морского дна. Тема 16. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО 1.Понятие, предмет, принципы и источники международного воздушного права. 2.Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией. 3.Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве. 4.Правовой статус летательных аппаратов и их экипажа. 5. Коммерческие права в международных воздушных сообщениях. 16.1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ М.В.П. Международное воздушное право – как отрасль международного права, предусматривает совокупность норм, регулирующих отношения государств в сфере использования воздушного пространства, организации воздушных сообщений, коммерческой деятельности и обеспечения безопасности полетов гражданской авиации. Международное воздушное право регулирует преимущественно международную деятельность национальной гражданской авиации, которая складывается из международных полетов и международных перевозок. Такого рода деятельность осуществляется в рамках международных воздушных сообщений, образующих всемирную сеть. В зависимости от применяемых критериев существуют различные классификации отношений, возникающих при международных полетах и международных воздушных перевозках. Международное воздушное право входит в систему международного права и является отраслью международного права, которая выполняет функции обеспечения международного правопорядка при использовании воздушного пространства над государственной территорией и за ее пределами. Предметом регулирования МВП являются: 1.Иностранные полеты в суверенном воздушном пространстве государств, разрешивших такие полеты. 2.Полеты в международном воздушном пространстве.3. Сотрудничество государств в использовании воздушного пространства. 4.Безопасность международных воздушных полетов и режим воздушного пространства. 5.Международно-правовая защита воздушного пространства от загрязнения. Международное воздушное право как отрасль международного права основывается на общих принципах международного права. Вместе с тем, в систему норм воздушного права входят специальные принципы и нормы, непосредственно регулирующие деятельность международной гражданской авиации в целом: 1)свобода полетов в международном воздушном пространстве; 2)уважение суверенитета государства над его воздушным пространством; 3)признание национальности судна на основе его регистрации; 4)обеспечение безопасности международных воздушных сообщений; 5)защита воздушных судов от актов незаконного вмешательства; 5) возмещение ущерба, причиненного воздушным судном. Источники П.В.П.: Современное международное воздушное право базируется на широкой нормативной базе, включающей Конвенцию о международной гражданской авиации 1944 г. и других международных договорах, регулирующих широкий круг вопросов, касающихся правового статуса и режима воздушного пространства над государственной территорией и за ее пределами, международных полетов, осуществления международных перевозок, регламентации международных воздушных сообщений, обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности и т.д. Нормативную правовую базу современного международного воздушного права (МВП) составляют также различного рода региональные соглашения и двусторонние соглашения о воздушных сообщениях. Разноплановая нормативная правовая база МВП представляет собой не простую совокупность юридических норм, а стройную систему принципов и норм, регулирующих отношения между государствами, возникающих в процессе использования воздушного пространства в целях гражданской авиации. Первым многосторонним договором, установившим основы данной отрасли международного права, стали Парижская конвенция о воздушной навигации 1919г. Она признала полный исключительный суверенитет государства под своим воздушным пространство. В то же время Конвенция установила право "мирного пролета" иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств. К числу универсальных источников также относятся: Варшавская Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки 1929г., которая закрепил ряд правил, касающихся ответственности перевозчика за вред, который может быть причинен пассажирам, их правопреемникам, грузовладельцам в связи с воздушной перевозкой. Конвенция посвящена унификации правил, относящихся к документам о воздушной перевозке и ответственности перевозчика. Определены реквизиты, которые должен содержать билет и багажная квитанция в результате чего они обрели международный стандарт. Установлено, что утеря документов не влияет на действительность договора перевозки. Определена ответственность перевозчика, который отвечает за всякий ущерб, причиненный пассажиру или грузу, а также за опоздание. Установлена предельная сумма ответственности. Иск об ответственности может быть предъявлен либо в стране перевозчика или по месту нахождения его агентства, с которым был заключен договор, либо перед судом места назначения. Чикагская Конвенция о международной гражданской авиации 1944г. – важнейший международный акт в области воздушного права. Участники Конвенции признали право каждого государства на суверенитет над воздушным пространством над своей территорией. В ней установлены правила полетов над территорией договаривающихся государств, меры содействия аэронавигации, условия, подлежащие соблюдению в отношении воздушных судов, и другие правила. Конвенция не применяется к воздушным судам, находящимся у определенных государственных органов (военных, полицейских, таможенных). Во второй части Конвенции содержатся положения об учреждении Международной организации гражданской авиации (ИКАО), целями которой являются разработка принципов и методов международной аэронавигации, содействие развитию международного воздушного транспорта, в частности международной гражданской авиации, воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств, недопущение дискриминации в отношении участников Конвенции, способствовать безопасности полетов и т.п. Продолжает действовать важная для международного гражданско-правового регулирования Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952г. Страны СНГ подписали в 1991г. Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства.. В рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 24 марта 1992г. был подписан Договор по открытому небу, устанавливающий "режим открытого неба", т.е. право государств-участников на проведение наблюдательных полетов над территориями друг друга для получения информации о военной деятельности. Нормы международного воздушного права взаимодействуют с соответствующими нормами внутригосударственного права. Конституция РФ относит определение статуса и защиту воздушного пространства как составной части государственной территории к ведению РФ. Воздушный кодекс РФ конкретизировал принцип полного и исключительного суверенитета Российской Федерации в отношении воздушного пространства, находящегося над ее территорией, и регламентирован принцип государственного регулирования использования этого пространства. 16.2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛЕТОВ НАД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ Режим международных полетов над государственной территорией регулируется Чикагской конвенцией 1944г. и национальным воздушным законодательством. Государственный суверенитет над воздушным пространством ограничен пределами самого воздушного пространства и не может простираться далее этих пределов. До настоящего времени в международном праве отсутствует общепризнанная норма о высотной границе суверенитета государств над его воздушным пространством. Еще в 1978 году СССР выступил с предложением установить высотные пределы воздушного пространства (т.е. границу между воздушным и космическим пространствами) на высоте 100 -110 км на уровнем океана. Это предложение не было принято, однако к настоящему времени сложилась международная обычная норма о высотном разграничении космического и воздушного пространства – нижняя орбита полетов искусственных спутников (100 – 110 км). Под международным полетом понимается всякий полет, при котором летательный аппарат (ЛА) пересекает границу по крайней мере двух государств. Вылет в открытое воздушное пространство и полет в нем носит "международный характер" с точки зрения применимости к такому полету международных правил и в условном смысле часто квалифицируется как международный. Основанием допуска иностранных воздушных судов на территорию определенного государства, т.е. осуществления международных полетов, является международный договор либо специальное разрешение. Согласно ст. 6 Чикагской конвенции "никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции". Государства устанавливают в пределах своей территории правила осуществления полетов любых ЛА. Государство устанавливает порядок пересечения иностранными воздушными судами своей границы, регулирует в пределах своего воздушного пространства все воздушные передвижения, осуществляет в отношении иностранных судов и их экипажей административную, уголовную юрисдикцию. Международные договоры и национальное законодательство государств делят международные полеты на две категории: регулярные и нерегулярные. Регулярные осуществляются специально назначенными государством авиапредприятиями по линиям, обусловленным в соответствующем международном договоре. Право на регулярные полеты в пределах своей территории (по определенным линиям, с определенной частотой и по заранее устанавливаемому расписанию) государства обычно предоставляют иностранным государствам в соответствии с двусторонними соглашениями о воздушном сообщении. Нерегулярные полеты выполняются на основе специального разрешения, но в последние годы некоторые государства стали заключать двусторонние соглашения о нерегулярных воздушных сообщениях. Чикагская конвенция 1944г. установила наиболее общий круг норм, которые распространяются на международные воздушные полеты в пределах государственной территории. Согласно Закону о Государственной границе РФ 1993г. воздушные суда пересекают государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Пересечение государственной границы вне выделенных воздушных коридоров, кроме случаев ее вынужденного пересечения (вынужденный вылет), допускается только по разрешению Правительства РФ. Воздушным судам при следовании от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство России запрещаются как посадка, так и вылет из аэропортов, не открытых Правительством для международных полетов. Запрещается залет в запретные для полетов районы. В случае вынужденного пересечения государственной границы (несчастный случай, авария, стихийное бедствие) командир воздушного судна обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского аэропорта и в дальнейшем следовать ее указаниям или указаниям воздушного судна РФ, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося. 16.3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛЕТОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Международное воздушное пространство находится над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами, а также над Антарктикой. Принцип свободы открытого моря связан с принципом свободы открытого воздушного пространства над ним. Все государства, независимо от того, являются они прибрежными или нет, имеют право свободно, т.е. без разрешения кого-либо, осуществлять пролет над открытым морем и не приобретают в отношении этого воздушного пространства суверенных прав. Однако данная свобода реализуется государствами с учетом основных принципов международного права и, следовательно, предполагает действие ряда общепризнанных правил. Для определения четких критериев в обслуживании международных полетов над открытым морем (аэронавигационный контроль и обеспечение полетной информации) ИКАО установила четыре основные категории воздушного пространства над открытым морем: консультативное, контролируемое, опасные зоны, зоны ограниченного режима полетов. 1.Консультативное воздушное пространство - район над открытым морем, в пределах которого ЛА предоставляются полетная информация и ограниченное обслуживание диспетчерской службой лишь в целях оптимального рассредоточения ЛА в данном районе. Как правило, такое воздушное пространство включает районы и маршруты, где диспетчерская служба по каким-либо причинам (к примеру, в силу удаленности от береговой линии) не может управлять воздушным движением, а соответствующее государство не может нести ответственность за безопасность международных полетов. 2.Контролируемое воздушное пространство - район открытого моря, в пределах которого диспетчерская служба обеспечивает УВД, а соответствующее (прибрежное) государство несет ответственность за обеспечение безопасности полетов. В пределах такого пространства следует выделить контролируемые воздушные трассы и контролируемые аэродромные зоны. 2.1 Международные воздушные трассы представляют собой часть контролируемого воздушного пространства в виде коридора шириной 10 - 15 миль. 2.2 Контролируемые аэродромные зоны над открытым морем устанавливаются прибрежным государством для обеспечения взлета и посадки ЛА. Такие зоны могут иметь протяженность вокруг аэродромов в радиусе до 50 - 60 миль, т.е. выходить за пределы территориальных вод в случаях, когда аэродром расположен на берегу или вблизи от берега. Расширение аэродромной зоны за пределы территориальных вод прибрежное государство вправе производить в одностороннем порядке, однако это не влечет за собой распространения действия государственного суверенитета на эти зоны. 3.Опасная зона - район открытого моря, в пределах которого может возникать опасность для полетов ЛА. 4.Зона ограниченного режима полетов - воздушное пространство над открытым морем, в пределах которого производство полетов временно ограничено. Так, государства устанавливают ограничения для плавания и полетов в районах открытого моря во время испытания межконтинентальных ракет. Государство сохраняет свою юрисдикцию над зарегистрированным им воздушным судном, осуществляющим полет в международном воздушном пространстве. Власть другого государства на данное воздушное судно не распространяется, что означает также недопустимость вмешательства в полет этого судна. Государства обязаны не допускать создания со стороны их воздушных судов угрозы безопасности полетов воздушных судов других государств, а также безопасности мореплавания. Каждое воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, имеет соответствующие национальные и регистрационные знаки. Воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы. Государство, под юрисдикцией которого находятся воздушные и морские суда, ставшие объектом нападения или опасных маневров, в праве государства, воздушные силы которого допустили опасные действия. Режим воздушного пространства над Антарктикой регулируется Договором об Антарктике 1959г. Все государства, независимо от их участия в данном Договоре, имеют право свободно осуществлять над Антарктикой полеты гражданских воздушных судов, строго придерживаясь стандартов ИКАО. 16.4 ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ИХ ЭКИПАЖА Воздушным судном (ВС) считается ЛА, поддерживаемый в атмосфере за счет реакции воздуха иной, чем реакция воздуха, отраженного от поверхности. ВС обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту регистрации его в том или ином государстве. Принцип национальной принадлежности создает непосредственную (публично-правовую) связь между государством регистрации и ВС, которое таким образом пользуется защитой этого государства. Зарегистрированное ВС заносится в государственный реестр. Во многих странах гражданское ВС является объектом гражданского права, права частной собственности. Оно может быть продано, куплено, заложено, арендовано, подарено, входить в состав наследственного имущества и т.п. Согласно ст. 7 ВК РФ воздушные суда могут находиться в собственности граждан Российской Федерации. К государственным ВС согласно ст. 3 Чикагской конвенции 1944 г. относятся ВС, используемые на военной, таможенной и полицейской службе. Согласно ст. 20 ВК РФ ("Виды авиации") авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию. Соответственно к гражданской авиации относится авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, а к государственной авиации - авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач. Классификация других ЛА производится по следующим признакам: - термин "баллистическая ракета" применяется для обозначения носителей, предназначенных для выведения на орбиту космических аппаратов (спутников). Вначале такие ракеты (например, Р-7, эволюционировавшая в "Союз") транспортировали и боевую технику. Баллистические ракеты 11К65 - в настоящее время основное средство Воздушно-космических сил (Космических войск) России; - космический аппарат (КА), космический ЛА (КЛА) - техническое устройство, используемое для выполнения различных задач в космическом пространстве (в том числе в коммерческих целях), а также проведения исследовательских и иного рода работ на поверхности небесных тел. Средствами доставки КА на орбиту служат ракеты-носители или самолеты. Различают автоматизированные и пилотируемые КА. Одной из основных задач КА является транспортировка людей или оборудования в верхней части земной атмосферы (ближнем космосе). Хотя, КА полностью подчиняются нормам космического права, в связи с непосредственным влиянием их полетов на общий режим использования воздушного пространства является важным вопрос о порядке регистрации таких аппаратов (кроме прочего, для определения ответственности в случае создания угрозы безопасности полетов). Порядок международной регистрации КА установлен Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1721 B (XV) от 20 декабря 1961 г., в соответствии с которой государства, запускающие КА, с 1962 г. стали направлять в ООН на добровольной основе информацию о КА, запущенных ими "на орбиту и дальше" (в число регистрируемых в ООН КА не входят метеорологические и геофизические ракеты). Отдел по вопросам космического пространства Секретариата ООН заносит получаемые от государств сведения в специальный реестр, а копии этих сведений рассылаются всем государствам - членам ООН. 15 сентября 1976 г. вступила в силу Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, в соответствии с которой национальная и международная регистрация космических объектов для участников Конвенции (около 180 государств) имеет обязательный характер. Согласно Конвенции каждый КА может быть занесен в национальный регистр только одного государства. Исключается также множественная международная регистрация в ООН. Правовой статус экипажа летательного аппарата. Действуя в пределах служебных полномочий, члены экипажа ВС, сохраняя свое гражданство, являются представителями эксплуатанта (владельца) судна, который отвечает за их действия. Каждый член экипажа выполняет строго определенные функции. Командир ВС несет в целом ответственность за ВС, других членов экипажа, пассажиров и грузы в пределах определенного периода времени. В МВП не существует документа, который бы в целом определял правовое положение экипажа. Отдельные права экипажа и командира в отношении принятия мер по предотвращению и пресечению преступных действий на борту во время полета содержатся в гл. III Токийской конвенции 1963 г. Некоторые общие требования к свидетельствам членов экипажа зафиксированы в ст. ст. 32 и 33 Чикагской конвенции, а также в приложении 1. Положение экипажа определяется национальным законодательством государства регистрации ВС. Во многих государствах в состав экипажа ВС не могут входить иностранные граждане. Однако ряд государств прибегают к услугам иностранного авиационного персонала. Лица, входящие в состав экипажей КА, независимо от того, являются они гражданскими или военными по законодательству государства своего гражданства, управляют космическим аппаратом, выполняют научно-исследовательские, другие функции, имеют одинаковый статус космонавтов, являющихся "посланцами человечества". Немаловажно иметь в виду, что в отношении "любого экипажа" КА, в том числе во время нахождения его в воздушном пространстве Земли и при приземлении, действует исключительная юрисдикция государства, в котором зарегистрирован КА (в том числе в отношении иностранных граждан, входящих в состав международного экипажа). Заинтересованные государства могут в договорном порядке установить иной режим в данном отношении. Остается неурегулированным вопрос о том, юрисдикция и контроль какого государства над экипажем КА действуют во время его пролета через воздушное пространство иностранного государства и над открытым морем, а также в случае аварийного приземления КА на иностранной территории или в открытом море. В подобных ситуациях на осуществление юрисдикции и контроля над космическим экипажем могут одновременно претендовать несколько государств. В таком случае государство, в пределах территории которого (в том числе в воздушном пространстве) находится КА, может претендовать на преимущественную юрисдикцию, особенно если действия космонавтов создают угрозу безопасности этого государства и его ЛА. 16.5 КОММЕРЧЕСКИЕ ПРАВА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ СООБЩЕНИЯХ Одной из проблем международных воздушных сообщений является вопрос о коммерческих правах на воздушном транспорте. Коммерческие права заключаются в предоставлении авиапредприятиям возможности осуществлять перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты. Коммерческий характер международных воздушных сообщений связан с тем, что перевозка пассажиров, багажа, грузов и почты осуществляется за плату. Предоставление коммерческих прав принадлежит государству и связано с его суверенитетом. Коммерческая деятельность в данной сфере имеет различные объемы. В зависимости от ее объемов Чикагской конвенцией 1944 г. выделяются семь "свобод воздуха" : 1) право на транзитный полет без посадки на территории государства, которое предоставило это право; 2) право на транзитный полет через территорию иностранного государства с посадкой на его территории без коммерческих целей, т.е. для заправки топливом, технического обслуживания и т.п.; 3) право государства на то, чтобы зарегистрированные им воздушные суда высаживали на иностранной территории пассажиров, выгружали почту и грузы, взятые на его территории; 4) право государства принимать на своей территории воздушные суда с пассажирами, почтой и грузом, следующие на территорию государства, национальность которого имеет данное воздушное судно; 5)право государства принимать на своей территории пассажиров, почту и груз, которые должны быть доставлены на территорию любого третьего государства, а также право высаживать пассажиров и выгружать почту и грузы, следующие с любой такой территории; 6) право государства осуществлять перевозки пассажиров, почты и груза между двумя иностранными государствами через собственную территорию; 7) право государства посредством воздушных судов, имеющих его национальность, осуществлять перевозки пассажиров и груза между иностранными государствами, минуя свою территорию. Предоставление коммерческих прав - прерогатива государства как субъекта международного права. Воздушный кодекс РФ закрепляет принцип ответственности перевозчика перед пассажирами воздушного судна и грузовладельцем. Эксплуатант, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации этого воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Вопросы для контроля: 1.Что понимается под международным воздушным правом? Его источники и принципы? 2.Каковы правила международных полетов над государственной территорией? 3.Какие правила регулируют полеты в международном воздушном пространстве? 4.В чем заключаются коммерческие права в международных воздушных сообщениях?
«Международное экономическое право: понятие, цели, источники и принципы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 42 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot