Сущность и особенности международного менеджмента
Международный менеджмент – это одна из разновидностей менеджмента, нацеленная на построение, использование, удержание и развитие конкурентных преимуществ компании посредством использования преимуществ и возможностей ведения бизнеса в разных странах.
Международный менеджмент также может быть определен в качестве целенаправленной коммуникации компании с зарубежными партнерами. В его основу закладывается такая управленческая функция как коммуникация, играющая ключевую роль в международном бизнесе и являющаяся важным связующим процессом. Вторым, не менее важным институциональным признаком выступают субъекты взаимоотношений, т.е. деловые партнеры компании на макро- и микроуровнях.
В современной системе международных отношений принято выделять три группы зарубежных деловых партнеров:
- внутрикорпоративные партнеры;
- местные компании, с которыми ведет сотрудничество иностранная фирма;
- органы высшей и местной государственной власти.
Бывают случаи, когда в роли партнеров выступают международные экономические организации, реализующие проекты в целевой стране.
Будучи основанным на фундаментальных принципах классического менеджмента, международный менеджмент отличается присущей лишь ему особой спецификой, определяемой особенностями и масштабностью внутренней и внешней среды международного бизнеса. В значительной степени специфика международного менеджмента обусловлена переносом деятельности компаний с операций на национальном рынке в пользу международного бизнеса.
По своей структуре международный менеджмент состоит из 5 основных сфер управления (рисунок 1).
Рисунок 1. Базовые сферы управления в международном менеджменте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В отличие от классического менеджмента, в котором процесс управления включает в себя четыре взаимосвязанных функции (планирование, организацию, мотивацию и контроль), менеджмент международный выполняет еще одну важную функцию – координацию.
В общем и целом, международный менеджмент как научная дисциплина специализируется на изучении того, какими образом происходит управление деловой активностью компании в международной сфере.
Международный менеджмент в системе международного бизнеса развитых стран
Менеджмент современных международных компаний реализуется по следующим направлениям:
- организационное управление;
- управление производством;
- управление научно-технической деятельностью;
- управление маркетингом;
- управление стоимостью;
- управление информацией;
- управление изменениями;
- управление персоналом.
Отличительными особенностями реализации международного менеджмента в зарубежных компаниях выступает придание особо важного значения заграничной окружающей среде принимающего государства, а также возникновение большого количества и растущее многообразие рисков, которые нужно не только учитывать, но и компенсировать. Имеют место и свои особенности проявления управленческих функций за рубежом. Актуальной остается проблема взаимодействия головной компании в государстве базирования со структурными подразделениями за рубежом. Отдельного внимания заслуживает проблема разработки первичной стратегии проникновения на внешние рынки.
Ключевыми тенденциями развития международного менеджмента считаются:
- рост значимости материальной и технологической базы производства товаров и услуг, качественный и количественный рост новых отраслей экономики;
- повышение внимания к организационной культуре, общая демократизация процесса управления, а также осуществление управленческих функций и активное участие рядовых сотрудников в прибылях компании.
В каждой стране реализация международного менеджмента приобретает свою специфику и особенности. Рассмотрим их на примере развитых стран.
Особенности реализации международного менеджмента в бизнесе компаний развитых стран
Для представителей американского бизнеса характерны деловитость и умение организовывать бизнес-процессы. Американские компании отличаются развитой индустрией совершенствования менеджмента и системой обеспечения компетентности персонала. Для современного американского типа менеджмента характерна жесткая организация управления.
Американскую модель управления с успехом применяют в ведущих корпорациях Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии.
В США, странах Европы, Китае и Японии все большую поддержку получает так называемый менеджмент в интересах всех групп влияния, в рамках которого главной задачей компании выступает удовлетворение интересов всех стейкхолдеров. Это правило действует и на международном уровне.
Для международного менеджмента французских компаний характерны порядок, определённость и формальность, а также ориентация на перспективное мышление и долгосрочное планирование. Среди французских работников ценятся сдержанность и чувство меры. Излишняя напористость и агрессия порицается. В целом, несмотря на то, что французы практически всегда активны и готовы к диалогу, они отнюдь не склонны к компромиссам. За внешним дружелюбием обычно кроется рациональность и четко продуманный план.
Немецкие международные корпорации отличаются стремлением к порядку и бережливости. Здесь ценят рациональность, систематичность подхода и последовательность действий. Важное внимание уделяется распределению сфер ответственности и компетенций.
В целом представители развитых стран Запада отчетливо понимают, что одну из ключевых ролей в успехе международного бизнеса играет знание и понимание культуры страны и соответствующих особенностей поведения ее населения. Именно эти факторы закладываются в основу формирования принципиально новых конкурентных преимуществ западноевропейских международных компаний.
Стоит отметить, что именно развитые страны считаются основоположниками международного менеджмента. Соответственно, изучение примеров его реализации в бизнесе компаний развитых стран Запада может послужить ценным опытом для выстраивания идеальной модели российской практики.