Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Общие принципы управления международными фирмами

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Сущность управления в рыночной экономике / Общие принципы управления международными фирмами
Содержание статьи

Общие принципы

Среди общих принципов управления международными фирмами выделяют следующие:

  • научность: развитие системы международного менеджмента должно объективно отражать процесс функционирования международных экономических отношений.
  • системность: развитие системы международного менеджмента подразумевает формирование его как системного образования.
  • взаимовыгодность: формирование международного менеджмента должно производиться на базе экономической эффективности функционирования международных экономических отношений.

Специфические принципы

В принятой Хартии экономических прав и обязанностей отражены следующие принципы организации международного бизнеса, которого должно придерживаться все всемирное сообщество:

  • суверенитет и политическая независимость
  • суверенное равенство в мировых экономических отношениях;
  • территориальная целостность и невмешательство во внутренние дела друг друга;
  • взаимная и справедливая выгода;
  • мирное сосуществование государств с разным общественным строем;
  • равноправие и самоопределение народов;
  • мирное урегулирование споров;
  • устранение несправедливости, которая возникает в результате применения силы;
  • добросовестность при выполнении международных обязательств;
  • признание прав человека и его основных свобод;
  • отсутствие стремления к гегемонии, содействие международной социальной справедливости;
  • международное сотрудничество с целью сотрудничества;
  • свободный доступ к морю для стран, не имеющих к нему выхода.

Принципы управления организацией на национальном уровне для каждой страны являются специфическими. Принципы реализации внешнеэкономической деятельности, закрепленные в российском законодательстве, включают следующие:

  • принцип суверенитета народа при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  • принцип свободы внешнеэкономического предпринимательства;
  • обеспечение юридического равенства и отсутствие дискриминации;
  • поддержание верховенства закона;
  • защита интересов субъектов внешнеэкономической деятельности;
  • соблюдение эквивалентности обмена и недопустимости демпинга.

Концепции международного менеджмента

Наглядно содержание международного менеджмента проявляется в ключевых концепциях управления международными компаниями. Данные концепции определены соотношением таких противоположных требований в общей системе менеджмента корпораций:

  1. необходимость приспосабливаться к национальным условиям;
  2. необходимость широкой интеграции любого вида деятельности в глобальном масштабе.

Первое из перечисленных требований обусловлено многообразием национальных потребностей, производственных и рыночных структур, законодательной базой, в рамках которой международная компания осуществляет сбытовую или производственную деятельность, страновыми особенностями в связи с многообразием факторов производства и уровнем квалификации работников.

Готовые работы на аналогичную тему

Второе требование, предполагающее конвергентность потребностей во всех странах, определяет, что спрос и конкуренция, существующие в мировом масштабе, дают возможность для использования синергетического эффекта.

Замечание 1

Итак, основная задача предпринимательской политики международных компаний - сбалансированность преимуществ, которая является итогом приспособления к условиям и использованием плюсов мировой интеграции различных видов деятельности в международном масштабе.

Различают следующие концепции международного менеджмента в зависимости от того, как фирма достигает сбалансированности:

  • этноцентричная концепция;
  • полицентрическая концепция;
  • региоцентричная концепция;
  • геоцентрическая концепция.

Сущность этноцентрической концепции управления заключена в ориентации международной корпорации на применение принципов и методов управления в стране базирования. Это связано с тем, что в рамках данной корпорации используется единый стиль и политика управления во всех государствах, где имеются подразделения данной международной компании.

Полицентричная концепция исходит из того, что условия ведения бизнеса в странах базирования структурных подразделений корпорации отличаются от условий в стране местонахождения штаб-квартиры международной компании. Значит, использование стиля управления, характерного для материнской компании, возможно только со значительными потерями, именно поэтому в зарубежных подразделениях международной компании стиль управления приспосабливают к местным условиям.

Региоцентричная концепция международного менеджмента основана на положении о том, что не только отдельные экономические районы, но и весь мир – это однородный рынок и региональная интеграция сопровождается сохранением основных стилей менеджмента.

Геоцентрическая концепция международного менеджмента опирается на то, что оптимальная предпринимательская деятельность международных корпораций в разных странах возможна лишь благодаря одновременному использованию преимуществ стандартизации. А головное отделение компании и ее зарубежные подразделения в данном случае не могут больше рассматриваться как независимые предпринимательские структуры, а должны быть между собой связаны как составные части ориентированной глобально сети разделения труда. Именно поэтому, независимо от специфических условий страны, в которой структурные подразделения компании функционируют, используется стратегия управления, которая глобальную эффективность международных корпорациий максимизирует.

Принципы ведения международного бизнеса

В качестве ключевых принципов международного бизнеса выделяются следующие:

  • ответственность бизнеса: от обеспечения блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
  • социальное и экономическое воздействие бизнеса: к справедливости, прогрессу и мировому сообществу;
  • этика бизнеса: от соблюдения буквы закона к духу доверия;
  • уважение нормативно - правовых норм;
  • содействие многосторонним торговым отношениям;
  • проявление заботы об окружающей среде:
  • отказ от противозаконных действий.

Данные принципы обусловливают характер взаимоотношений между макросубъектами экономической и социальной структуры общества — государством, организациями и обществом в целом. Особенно значим макроуровневый подход для экономик переходного периода, в которых осуществляется трансформация базовых экономических институтов. Несоблюдение на макроуровне этических принципов, обычно, ведет к бесполезной трате усилий на разрешение частных этических проблем на уровне трудовых коллективов.

Общепринятыми этическими принципами и для организаций, и для руководителей в отдельности также считаются следующие:

  • «золотое правило менеджера», определяющее, что в рамках служебного положения не допускать никогда по отношению к подчиненным, к руководству, к потребителям и таких поступков, каких бы по отношению к себе не желали видеть;
  • авансирование доверием: внутри коллектива создаются благоприятные условия для принятия решений и их реализации, когда каждому человеку показывается максимальное доверие — его потенциалу, квалификации, ответственности);
  • право на свободу поступков, служебного поведения, действий менеджеров или рядовых сотрудников организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не ограничивающих свободу других сотрудников;
  • справедливость владения/приобретения полномочий, ответственности, прав распоряжаться разными видами ресурсами, в установлении сроков выполнения работы и т. д.;
  • справедливость передачи средств и ресурсов, а также прав, льгот и привилегий;
  • максимум прогресса;
  • терпимое отношение менеджеров к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других регионов и стран;
  • разумность сочетания коллективного и индивидуального начал в работе менеджера и принятии решений;
  • постоянство воздействия, так как обеспечение соблюдения этических норм базируется в основном на использовании социально-психологических методов, требующих, обычно, длительного применения для получения необходимого результата.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Ксения Вадимовна Дерюгина

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис