Понятие организационной эффективности имеет множество значений, поэтому эффективность можно классифицировать по ряду различных признаков, каждый из которых может быть полезен в некоторых условиях для анализа и принятия решений.
Наиболее общая классификация организационной эффективности подразумевает ее деление на следующие виды:
- Внутренняя эффективность;
- Внешняя эффективность;
- Общая эффективность;
- Рыночная эффективность;
- Стратегическая эффективность;
- Эффективность структурных единиц.
Внутренняя и внешняя организационная эффективность
Внутренняя эффективность – это эффективность, учитывающая использование внутренних ресурсов организации.
Внешняя эффективность – это эффективность, учитывающая использование внешних возможностей организации.
Внутренняя эффективность компании определяется эффективностью использования ее ресурсов. Высокий уровень внутренней эффективности обеспечивает конкурентоспособность компании на рынке и оказывает прямое влияние на ее способности по укреплению своих рыночных позиций. Однако внутренняя эффективность компании не является достаточным фактором или гарантом благосостояния компании, так как ее положительные эффекты могут быть нивелированы внешними факторами – кризисными явлениями в экономике, неблагоприятной государственной политикой и т.п. Внешняя эффективность свидетельствует о возможностях организации по приспособлению к условиям внешней среды. Внешняя эффективность организации существенно зависит от состояния внешней среды и адаптационных способностей компании.
Общая организационная эффективность
Общая эффективность организации представляет собой совокупный показатель внешней и внутренней организационной эффективности.
Высокого уровня общей эффективности можно достичь за счет оперативной реакции на изменения внешней среды деятельности компании, которая позволяет обеспечить наилучшую комбинацию использования рыночных и внутренних возможностей компании. Только совместные высокие показатели внутренней и внешней организационной эффективности обеспечивают максимальную общую эффективность деятельности компании.
Эффективное производство продукции, которая не пользуется спросом у потребителей, или производство необходимой клиентам продукции при высоком уровне расходов на производство не сможет обеспечить компании прибыль.
Рыночная эффективность
Рыночная эффективность – показатель степени удовлетворения потребностей рынка деятельностью организации.
Показатель рыночной организационной эффективности основывается на том, что деятельность любой организации направлена на получение прибыли через удовлетворение потребительских нужд. Каждая организация может выбрать различные пути к удовлетворению своих потребителей, а рыночная эффективность показывает, насколько выбранный путь хорош по сравнению с альтернативными вариантами.
Для обеспечения стабильных высоких показателей рыночной эффективности организации необходимо не только удовлетворять текущие запросы потребителей, но и предвидеть потенциальные нужды. Вся деятельность организации должна быть нацелена на выявление и удовлетворение реальных и потенциальных потребностей клиентов. Рыночная эффективность зависит от способности организации адаптироваться к изменениям в потребностях рынка.
Стратегическая эффективность
Стратегическая эффективность определяется способностью компании реализовать выбранную стратегию.
Для определения уровня стратегической эффективности используются различные группы показателей. Эти показатели касаются состояния спроса, динамики экономических целей компании (объем продаж и прибыли, рентабельность) и динамики групповых целей (дивиденды, заработная плата, количество сотрудников).
Эффективность структурных единиц
Оценка эффективности структурных единиц применяется в организациях с высокой степенью децентрализации. В зависимости от специфики деятельности подразделения организации эффективность оценивается по-разному:
- для центров прибыли – по соответствию фактических значений прибыли плановым;
- для центров затрат – по уровню затрат;
- для центров инвестиций – по уровню рентабельности инвестиций.