Механизм управления качеством
Механизм управления качеством – совокупность субъектов и объектов управления качеством, а также система применяемых методов, инструментов, принципов и функций на различных этапах жизненного цикла и уровнях менеджмента.
Механизм управления качеством нацелен на обеспечение эффективности реализации функций в сфере управления качеством:
- Прогнозирование ситуации на рынке, потребительских нужд и запросов к уровню качества продукции;
- Планирование мероприятий по повышению качества в рамках системы менеджмента качества продукции;
- Стандартизация продукции и контроль выполнения различных требований;
- Разработка плана производственного процесса, учитывающего требования к качеству продукции;
- Организация взаимоотношений с партнерами компании по вопросам качества сырья, материалов, комплектующих, а также с потребителями, покупателями и продавцами продукции;
- Контроль уровня качества и организация тестирования продукции;
- Проведение обучения, переквалификации, аттестации сотрудников, разработка мотивационных схем;
- Обеспечение условий для создания продукции со стабильным уровнем качества, снижения количества дефектных продуктов;
- Различное (организационное, информационное, правовое, материально-техническое, финансовое) обеспечение функционирования системы менеджмента качества.
Состав механизма управления качеством
На рисунке выше представлен состав механизма управления качеством, в рамках которого выделяют общие, специальные и обеспечивающие подсистемы.
К общим подсистемам управления качеством относятся функции прогнозирования и планирования, а также контроля уровня качества и учета его изменений в процессе производства. Эти подсистемы называются общими, так как отражают реализацию общих функций менеджмента в области качества.
Специальные подсистемы управления качеством включают в себя процессы стандартизации и тестирования продукции, а также профилактические мероприятия по производству бездефектных изделий и действия с целью сертификации произведенной продукции и системы менеджмента качества. К обеспечивающих подсистемам механизма управления качеством относят системы различного обеспечения функционирования системы менеджмента качества продукции.
Субъект и объект менеджмента качества
Менеджмент качества представляет собой разработку различных управленческих решений и их реализацию на некотором объекте. Наиболее очевидным объектом управления качеством должна быть производимая компанией продукция, однако это не так.
В настоящее время теория и практика управления качеством определяет производственный процесс как основной объект управления.
От производственного процесса напрямую зависит качество произведенной продукции, а значит, чтобы минимизировать ущерб от производства дефектной продукции, необходимо управлять бизнес-процессами, связанными с ее производством. Следует заметить, что к таким процессам относится не только непосредственный процесс производства, но и различные подготовительные и послепроизводственные стадии жизненного цикла продукции.
Наиболее общее определение объектов управления качеством продукции – это показатели, связанные с уровнем качества, а также различные процессы и факторы, которые оказывают влияние на формирование уровня качества продукции.
Решения по управлению качеством учитывают множество факторов, влияющих на качество продукции в восприятии потребителя. Менеджмент качества продукции основывается на различных планах и нормативах, регламентах и показателях, которые составляют значимую часть системы менеджмента качества организации в целом.
Субъектом менеджмента качества принято считать любые управленческие органы или отдельных сотрудников, чья деятельность связана с реализацией какой-либо (или каких-либо) функций управления качеством.