Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Субъектно-объектные отношения в государственном управлении

Определение 1

Субъектно-объектные отношения в государственном управлении – это процесс взаимодействия в ходе реализации управленческого процесса государственной власти, выступающей в качестве субъекта управления, и общества, представляющего собой объект управления.

Сущность субъектно-объектных отношений в государственном управлении

Государственное управление как управленческий процесс представляет собой активный процесс субъектно-объектных отношений. Субъектно-объектные отношения обеспечивают раскрытие существенных моментов механизма государственного управления, формулируют и реализовывают критерии соответствия управленческой стратегии и тактики государственного управления, оценивают их реальную результативность.

Субъектно-объектные отношения в системе государственного управления предполагают исследование следующих методологических вопросов:

  • во-первых, характера взаимоотношений субъекта и объекта управления;
  • во-вторых, способов выявления и оценки результатов управленческих действий.

В первом случае речь идет о возможно восприятии субъекта и объекта управления в качестве абсолютных противоположностей, не предусматривающих переход субъекта в объект и обратно. В политическом смысле это подразумевает исключение возможности соучастия субъекта в лице общества в управлении им. Такая позиция является авторитарной и недемократичной. Однако противоположная точка зрения также ошибочна. Нельзя приравнивать между собой субъект и объект государственного управления. Массовость общественного управления размывает границы государственной власти и не обеспечивает эффективного управленческого процесса. Исследование субъектно-объектных отношений в государственном управлении подразумевает четкое разграничение понятий субъекты и объекты государственного управления, особенно в условиях децентрализации и диффузности государственного управления.

«Субъектно-объектные отношения в государственном управлении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Государственное управление как практическая деятельность неразрывно связана с познанием управляемого объекта. С абстрактно-теоретической точки зрения государственное управление можно представить в виде единства объективации управляющего субъекта, с одной стороны, и субъективации управляемого объекта, с другой стороны.

Объективация управляющего субъекта носит двоякий характер:

  • во-первых, познающего субъекта;
  • во-вторых, воплощающего субъекта.

Деятельности управляющего субъекта характеризуется достигнутыми на выходе показателями. Процесс управления оказывает влияние не только на объект управления, но и на субъект. Помимо этого изменение происходит во внешней среде, в отношении государственного управления речь идет о социальной, политической, экономической и иных ситуациях. Рациональное государственное управление подразумевает проведение постоянного анализа поведения управляемого объекта, оценки его реакции на воздействие государственной власти, динамику среды и так далее.

Субъект государственного управления должен четко представлять свои цели и намерения и оценивать их соответствие ожиданиям и интересам управляемого общества. Государственная власть должна быть информирована относительно позитивного или негативного отношения общества к программам и практическим действиям органов государственной власти при реализации государственного управления. Такая информированность обеспечивает возможность внесения соответствующих корректировок в программы, акцентирование внимания на определенных действиях, вызывающих недоверие, отторжение или иное непонимание управляемого общества.

Объектом государственного управления могут выступать и органы государственной власти. Однако модель поведения управляющего субъекта в этом случае не подлежит принципиальному изменению. Изменения касаются чаще всего целей, программ и методов управленческих воздействий, а также ожидаемых объективных результатов этих действий, обратных субъективных связей, выражающихся в реакции управляемого объекта.

Сущность противоречий и конфликтов субъектно-объектных отношений государственного управления

Субъектно-объектные отношения государственного управления характеризуются закономерным наличием противоречий и конфликтов. В их основе находятся объективные и субъективные причины, включая обусловленные процессами объективации субъекта управления и субъективации объекта управления. Воплощение общественных интересов в определенных планах и проектах государственного управления носит ограниченный характер со стороны степени их понимания, обеспеченности ресурсами и так далее. Для любого государственного решения, особенно принимаемого в условиях кризисной ситуации, не характерно полное соответствие социальным ожиданиям населения в целом или в отдельных его частях. Как следствие, такое несоответствие распространяется и на политические позиции органов власти.

Общегосударственные интересы, выражающиеся в управленческих решениях, не могут в полной мере соответствовать интересам отдельных слоев общества. Общее и отдельное неизбежно вступает в противоречие, что требует использования субъектом управления правовых норм, носящих обязательный для исполнения характер.

Помимо этого, причина противоречий может состоять в несоответствии консервативного состояния объективизированного субъекта управления динамическому состоянию управляемого субъекта. Например, правовые нормы, носящие объективный характер, способствуют реализации своего функционального назначения только в том случае, если они носят стабильный характер. Противоречия проявляются в оппозиционности поведения управляемого субъекта. Склонность общества к самоуправлению не состыкуется с требованиями рациональной системы управления, не воспринимает административно-принудительные методы воздействия, не воспринимает легитимность статуса управляющего субъекта и так далее.

Стратегические органы государственной власти ориентированы на обеспечение интеграции своих действий с активностью общества и его отдельных групп, гражданских институтов. Государственная власть стремится к использованию общественного самоуправления в системе государственного управления.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot