Основные элементы стратегии качества
Стратегическое управление качеством в организации представляет собой разработку и реализацию стратегии в соответствующей области.
Под стратегией в данном контексте понимается набор правил, методов и инструментов достижения поставленных организацией целей в сфере качества.
Создание стратегии качества – процесс, в состав которого входит ряд действий и элементов:
- Постановка организационных целей в сфере качества;
- Направления деятельности компании по повышению качества продукции и процессов;
- Применяемые инструменты и методы достижения целей по каждому из направлений деятельности.
Разработка стратегии в сфере управления качеством в организации является высшим уровнем менеджмента. Стратегия представляет собой общее направление движения компании в сторону повышения качества продукции и процессов, устанавливая общие принципы и правила принятия решения в этой сфере. Более конкретно требования к организационным процессам, связанным с управлением качеством, обозначаются соответствующей политикой.
Политика управления качеством
Политика в области управления качеством представляет собой один из возможных вариантов достижения организационных целей в данной сфере.
Политика управления качеством – сформулированные менеджментом организации и документально закрепленные намерения и принципы действия компании в области качества.
Именно в рамках политики управления качеством руководство компании устанавливает конкретные, измеримые и достижимые цели по качеству в соответствии с общими и частными организационными стратегиями.
Связь управления качеством и общей стратегии
Стратегия в области качества является функциональной стратегией компании, и она должна соответствовать ключевой цели существования бизнеса – максимизации прибыли. Политика в области качества должна также соответствовать данной цели и способствовать ее достижению. Решение проблем в области качества или достижение целей по его повышению не должно осуществляться в ущерб другим аспектам деятельности компании и стратегическим целям ее развития.
Стратегия и политика в области управления качеством должна быть неразрывно связана с путем развития организации и достижения ее ключевой дели. Управление качеством должно быть неотъемлемой частью всех бизнес-процессов организации. Управление качеством представляет собой достижение оптимального для компании уровня удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон, именно поэтому основным принципом реализации стратегии и политики в сфере качества должна быть ориентация абсолютно всех организационных процессов на обеспечение удовлетворенности потребителей.
Управление качеством должно быть не просто частью, но концепцией, культурой деятельности организации – только тогда данная функциональная область будет способствовать повышению эффективности организационных процессов и максимизации прибыли.
Оперативное управление качеством
Оперативное управление в области качества реализуется через создание, внедрение и применение системы менеджмента качества, которая представляет собой набор конкретных инструментов, методов и процессов, применяемых для достижения целей и реализации политики качества.
Система менеджмента качества должна учитывать отраслевые и другие особенности деятельности организации, а также направление ее развития и специфические цели бизнеса. Система менеджмента качества является инструментом тактики, который позволяет оперативно принимать решения в области управления качеством с помощью применения различных методов, инструментов и технологий данной сферы.