Сущность управленческого цикла
Управленческий цикл представляет собой постоянно повторяющуюся замкнутую последовательность действий, направленных на достижение организационных целей.
Началом управленческого цикла можно считать определение проблемы и постановку задачи, а концом – достижение некоторого результата. Управленческий цикл постоянно повторяется, а частота его повторения зависит от особенностей управляемой системы, в большинстве систем управленческий цикл можно считать непрерывным. Организационные цели могут достигаться с помощью одного или нескольких циклов управления.
С помощью управленческого цикла можно выявить закономерности деятельности организации и ее процессов, что позволяет наиболее эффективно реализовать функции менеджмента для достижения организационных целей. Цикличность обеспечивает рациональность организационных процессов и создает возможность для планирования повторяемых действий.
Основными характеристиками управленческого цикла считают период, операции и процедуры.
Период представляет собой временной промежуток, в течение которого цикл реализуется один раз.
Операции (действия) – это обособленные и относительно автономные части процесса.
Процедура – регламентированная последовательность осуществления операций, которые составляют процесс.
Этапы управленческого цикла
Первым этапом управленческого цикла является диагностика – сбор и анализ информации об окружающей среде, выявление проблемы. После диагностирования проблемы осуществляется прогнозирование. Прогнозирование заключается в определении и обосновании наиболее вероятного состояния управляемого объекта, тенденций и особенностей его развития на базе выявленных взаимосвязей между его прошлым, настоящим и будущим состоянием.
С использованием результатов диагностики и прогнозирования принимается необходимое управленческое решение.
В соответствии с принятым управленческим решением разрабатывается комплекс мер, направленных на достижение цели – этот процесс называется планированием.
После планирования необходимо организовать процесс реализации управленческого решения. Организация процесса заключается в донесении до исполнителей поставленных задач и разработанного плана мер, распределении ответственности и мобилизации персонала.
Одновременно с организацией процесса реализации управленческого решения необходимо уделить внимание мотивации и стимулированию исполнителей для более эффективного достижения запланированных результатов.
В ходе реализации процесса достижения цели осуществляется учет и контроль – получение и анализ информации о ходе процесса, проверка деятельности на соответствие плану и сравнение фактических результатов с планируемыми.
Функции управленческого цикла
Управленческий цикл призван выполнять ключевые функции менеджмента – планирование, организацию, мотивацию и контроль. Эти функции выполняются вне зависимости от объекта управления и сферы деятельности организации:
- Планирование является процессом, предстоящим управленческому решению. По существу основной целью планирования является выявление альтернатив и обоснование выбора.
- Организационная функция представляет собой упорядочение деятельности сотрудников организации путем рационального распределения прав и обязанностей. Реализация организационной функции тесно связана со структурой компании.
- Мотивационная функция направлена на повышение эффективности процессов через стимулирование персонала, занятого в этих процессах. Существует множество различных способов мотивации сотрудников, выбор которых зависит от ситуационных особенностей.
- Контрольная функция предназначена для сопоставления запланированных результатов с фактическими и принятия последующих решений с учетом результатов анализа.