Содержание управленческого цикла
Управленческий цикл — это законченная последовательность повторяющихся действий, которые направлены на достижение поставленной цели.
Управленческий цикл включает четыре компонента: планирование, организация, мотивация и контроль, которые охватывают все содержание управления.
Характеристиками управленческого процесса являются:
- хронологическая продолжительность;
- операции и действия, являющиеся обособленными частями процесса;
- процедура - регламентированная последовательность действий при осуществлении процесса.
Компоненты управленческого цикла
Планирование представляет собой процесс подготовки управленческий решений. В процессе планирования определяются цели и задачи, устанавливаются исходные предпосылки и выявляются альтернативы. Завершением функции планирования является ввод и реализация плана.
Функция организация направлена на упорядочение работы менеджера и исполнителя. Вся деятельность по организации протекает в условиях вполне конкретной сформировавшейся структуры предприятия.
Мотивация используется для обеспечения успешного выполнения работы после завершения соответствующих подготовительных мероприятий. Для этого может быть использованы:
- стимулы, побуждающие работника к активной деятельности через внешние факторы (материальные и моральные);
- мотивы, создающие у работника внутренние (психологические) побуждения к труду.
Важнейшую роль в процессе мотивации играет фактор заинтересованности в труде и трудовой активности, чувство удовлетворения от трудового процесса.
Функция контроля заключается в подтверждении того факта, что все соответствует принятому плану, существующей директивной документации и принятым принципам управления. Иными словами, под контролем понимается процесс сопоставления и проверки фактического результата с заданием.
Круговорот управленческого цикла
Деятельность менеджера заключается в постоянном осуществлении управленческих функций. Для достижения успеха организации в будущем, он должен быть «включен» в каждый компонент управленческого цикла. Планирование – своеобразное начало в этом круговороте, поскольку любому менеджеру необходимо планировать свою работу. Когда план работы составлен, то необходимо приступить к ее организации и подготовке подчиненных к определенной целенаправленной деятельности. Следует четко определить для работников поведенческую линию и результат, который ожидается от каждого из них. Персонал нуждается в детальном осознании своей работы и готов к деловому контролю собственных производственных операций, что подтверждает необходимость контроля.
Контроль может быть построен:
- с помощью составления простого и понятного плана действий для каждого работника (группы работников);
- через использование эффективных и ненавязчивых методов контроля;
- с помощью эффективной обратной связи;
- через проведение корректирующих действий.
Зачастую корректировка деятельности подчиненных может быть обеспечена без существенных усилий: достаточно прибегнуть к каким-либо побудительным фразам или даже словам, воздействующим на эмоциональные аспекты поведения сферу работника. В таком случае есть возможность получить мгновенную реакцию от работника. Коррекция затрудняется в случае применения организационных факторов, когда работник понимает суть задачи и включился в ее исполнение, однако к положительному результату это не привело. Причина этого может крыться и в неадекватной оценке объема порученной ему работы, что потребует перегруппировки усилий. Зачастую это приводит к корректировке первоначального плана.
Все четыре компонента управленческого цикла находятся в определенном круговороте, все они взаимообусловлены и связаны между собой: из данной цепи не может быть исключено ни одно из звеньев.