В современном обществе ключевым ресурсом является информация. Деятельность организации в таком обществе зависит от ее способности получать, обрабатывать и анализировать информацию. Компаниям необходимо научиться использовать информационное пространство, приспосабливать его к собственным целям.
Информационные ресурсы представляют собой совокупность данных и документов, организованных в информационных системах и предназначенных для получения новой или существующей достоверной информации.
Для обеспечения эффективности деятельности компании в информационном обществе необходимы навыки и умения работы с информацией, называемые в общем информационной культурой. Информационный менеджмент представляет собой технологию, которая включает в себя все компоненты, связанные с информацией – документы, персонал, программное обеспечение процессов, соответствующие процедуры, связанные с использованием информационных ресурсов.
Информация является сложным и комплексным конструктом, который может рассматриваться с точки зрения организации как средство делового общения, способ доведения информации до внешней среды организации и ее контрагентов, а также как источник сведений об этой внешней среде или даже товар. В связи с этим информационный менеджмент следует рассматривать как комплексный процесс, затрагивающий все аспекты деятельности организации и необходимый для обеспечения ее существования и эффективной деятельности.
Информационный менеджмент реализуется в рамках конкретной организации, что является причиной его специфики – каждая компания решает задачи, связанные с информацией, собственными методами, признанными наиболее подходящими в конкретных условиях в конкретный момент времени.
Информацию в организации следует рассматривать как ресурс, как фактор производства, который участвует в процессе принятия управленческих решений и тем самым обеспечивает производственную деятельность компании.
Информационный менеджмент относится не только к информации внутри компании, но к любой осуществляемой ею информационной деятельностью. Это расширяет понятие информационного менеджмента, которое не следует путать с управлением документооборотом. Информационный менеджмент представляет собой управление деятельностью по использованию информации и ее созданию в организационных целях. Информационный менеджмент осуществляется на базе информационных технологий с использованием инструментария управленческих информационных систем.
Целью информационного менеджмента является обеспечение развития компании путем регулирования ее информационной деятельности. Для достижения этой цели с помощью информационного менеджмента решаются задачи информационного обеспечения организационных процессов, управления информационными ресурсами, управления обработки информации и управления коммуникациями.
Информационный менеджмент можно рассматривать как управление информационными системами, которые одновременно представляют собой его инструментарий и методы. Современные компании используют в целях информационного менеджмента автоматизированные информационные системы – программные средства и методы управления данными и информацией.
Информационные системы могут базироваться на производственном цикле (MRP и EPR системы) или цикле принятия решения (система СППР). Архитектура информационных систем состоит из пяти уровней, специфика каждого из которых обусловлена особенностями менеджмента компании.
Совокупность всех уровней и их особенности определяют методы информационного менеджмента, применяемые в компании.