Возникновение кризисных явлений
Каждое предприятие рано или поздно испытывает на себе негативное воздействие. Негатив может быть выражен как внутри, так и во внешней среде. Каждый сотрудник переживает кризис индивидуально. Сильные личности воспринимают кризисные явления как возможность проявить себя и скрытые способности, повысить уровень профессионального развития. Чем активнее проявляется кризисное явление, тем более своевременный ответ возникает в сознании сильной личности.
Более слабые духовно и физически, эмоциональные сотрудники воспринимают кризис фатально. Не имея возможности проявить себя, данные личности показывают свою слабость, часто проявляют истерию. Слабые сотрудники чаще других во время кризиса попадают под удар, поэтому боятся этого. Для сотрудника с низкой мотивацией и способностями, наиболее интересно во время негативной ситуации затаится. Не стоит ждать от такого работника интересных идей и инициативы. Скорее всего, он будет тихо выполнять ежедневные обязанности либо попытается самоустраниться.
В коллективе сотрудники делятся на равные или приблизительно равные части. Среди сотрудников преобладают инициативные люди с хорошими организаторскими способностями и высокой мотивацией. Дополняют коллектив безынициативные сотрудники и традиционные личности, которые являются хорошими исполнителями заданий. Сущность кризисного явления
Кризисное явление состоит в том, что ломает традиционный уклад жизни предприятия, вносит в его работу разобщенность. Кризис опасен тем, что он возникает спонтанно и непредсказуемо. Его невозможно спрогнозировать.
Сильные личности коллектива стараются мобилизовать свои способности и направить их на благо предприятия. В этот момент они хотят продвинуть предприятие, воспользовавшись нестабильностью. Им не интересно возвращаться к старому укладу жизни предприятия. В данном случае, судьбоносное решение о судьбе предприятия ложится на плечи руководителя. Инициаторы часто не учитывают ресурсы предприятия. Начиная или планируя модернизацию, они руководствуются эмоциональной составляющей, исключая другие важные элементы.
В момент проявления кризиса более слабые, ведомые сотрудники примыкают к руководителю или более сильной части коллектива, стремясь сохранить свое рабочее место. Самым главным для них в данном процессе является стремление вернуться к старому укладу работы предприятия. Они хотят вернуть свою зону комфорта и безопасности. Ждать от них инициативы бесполезно. Руководителю следует использовать таких сотрудников как инструмент работы над управленческими решениями. Тогда выход из кризиса будет быстрым и эффективным.
Причины возникновения кризиса
- Неэффективное управление
- Финансовые проблемы
- Неверный учет и слабый контроль
- Низкий уровень квалификации персонала
- Недостаточность ресурсов
- Отсутствие привлеченных средств
- Юридические и государственные ограничения
- Общее кризисное явление
- Изменение социально – политической ситуации
- Другие обстоятельства
План работы менеджера в кризисной ситуации
- Собрать информацию о кризисе
- Систематизировать полученную информацию
- Разработать план действий
- Провести работу с коллективом
- Распределить обязанности
- Назначить ответственных исполнителей
- Разработать эффективные пути выхода из кризиса
- Внедрить наиболее приемлемый способ в работу
- Протестировать его
- Оценить результат
Руководитель должен контролировать ситуацию в любых условиях. Кризис является определенным стимулом к развитию предприятия, проявлению управленческого потенциала. Эффективные управленческие решения могут оказать помощь при выходе из кризиса либо минимизировать его последствия. Руководитель в случае возникновения кризисных явлений должен успокоить коллектив и делегировать необходимые полномочия ответственным лицам. В том случае, если руководитель не обладает достаточном опытом, то он может пригласить кризисного менеджера.