Симптомы организационной неэффективности
Степень соответствия структуры организации требованиям, которые предъявляются к ней, можно определить на основании критерия организационной эффективности. Обычно, сигналом о несоответствии структуры организации новым задачам и условиям является проявление следующих симптомов:
- Задержка при принятии решений, несоответствие их эффективности требованиям поставленной задачи. Причинами этого может быть перегрузка руководителей, связанной с высокой централизацией управления, а также сложность информационных потоков, приводящая к "адресным" ошибкам.
- Организация не реагирует инновациями на существенные изменения внешней среды.
- Увеличение числа конфликтов из-за противоречивости целей подразделений, а также по причине того, что достижение целей осуществляется в ущерб общим организационным целям, неоптимальность ее структуры.
Принципы организационной эффективности
Организационная эффективность предполагает использование следующих принципов:
- распределение задач должно соответствовать важнейшим направлениям деятельности организации;
- согласованность ответственности и компетентности;
- согласованность среды принятия управленческих решений и имеющейся информации;
- наличие оптимальных путей информационных и управляющих потоков;
- соблюдение баланса устойчивости, адаптивности и управляемости;
- способность целеориентированно самоорганизовываться;
- постоянство циклически повторяющихся действий.
Степень организационной эффективности оценивается с помощью анализа таких групп факторов, как: качество управления, положение на рынке и деловая репутация.
Проблемы оценки качества управления
Качество управления организации можно оценить следующими способами:
- выявление состава и структуры собственников, оценка деловой репутации владельцев бизнеса, их способности поддерживать предприятие в случае кризисных ситуаций;
- определение (при наличии) масштабов конфликтов между собственниками, стабильности их состава;
- оценка аффилированности предприятия с частными российскими или иностранными предприятиями, государственными структурами;
- выявления состава менеджмента предприятия, оценка квалификационного уровня руководства, стабильность его состава;
- оценка (при наличии) масштабов конфликтов внутри менеджмента компании;
- общая оценка рациональности организационной структуры, ее соответствия стратегии и целям, оценка рациональность закрепления конкретных руководителей за отдельными функциональными блоками;
- анализ централизация управленческой системы;
- оценка качества ведения учета.
Проблемы оценки рыночного положения и деловой репутации
Рыночное положение организации оценивается следующими методами:
- оценка адекватности рыночной стратегии: целей, путей достижения, ресурсов;
- определение принадлежности к финансово-промышленной группе и возможностей, с этим связанных;
- изучение клиентской политики;
- оценка финансовой зависимости от кредиторов;
- оценка текущей региональной политики;
- оценка основных контрагентов: региональная и отраслевая диверсификация, крупнейшие потребители, степень конкуренции внутри отрасли;
- изучение уровня технологического состояния: модернизация основных средств, применение передовых информационных технологий;
- оценка действующих рейтингов и истории их изменения.
Деловую репутацию организации можно изучить с помощью анализа имеющихся наград, сертификатов, дипломов, мест в рейтингах. Кроме того, целесообразно изучить общественное мнение о компании, характер публикаций в СМИ.