Сущность потенциала предприятия
Потенциал предприятия в общем смысле представляет собой совокупность имеющихся у предприятия ресурсов, которые определяют его возможности и границы функционирования в некоторых условиях.
Такие ресурсы называются стратегическими. К стратегическим можно отнести только те ресурсы организации, изменение которых требует принятия соответствующих стратегических решений. Стратегические ресурсы могут изменяться в зависимости от ситуации, в которой находится организация на данный момент.
В кризисных условиях или тяжелой финансовой ситуации стратегическими ресурсами для организации выступают ее финансовые ресурсы или другие активы с высоким уровнем ликвидности.
В нормальных условиях стратегическими ресурсами для предприятия являются такие ресурсы, которые обеспечивают конкурентоспособность компании на рынке – технологии, производственные мощности, интеллектуальные ресурсы и т.д.
Сущность понятия «потенциал предприятия» заключается в существовании какой-либо возможности или наличии некоторой совокупности ресурсов, которую возможно использовать для достижения поставленной цели.
Потенциал коммерческого предприятия
Потенциал коммерческого предприятия представляет собой его способность производить и продавать продукцию, которая пользуется спросом у покупателей и обеспечивает получение прибыли при условии эффективного использования организационных ресурсов.
Совокупность имеющихся у предприятия ресурсов (другими словами, факторов производства) должна быть оптимальной для производства и продажи определенного вида (видов) продукции. Это означает, что коммерческая организация будет получать приемлемую норму прибыли в условиях конкуренции только при эффективном использовании собственных и заемных ресурсов.
Оценка общего производственного конкурентоспособного потенциала коммерческой организации составляется из показателей потенциалов различных видов. Потенциал предприятия связывают с множеством экономических и управленческих категорий, существующих внутри компании. Все эти категории рассматриваются отдельно, но взаимосвязаны между собой и интегрируются в общую оценку потенциала коммерческого предприятия.
В общую оценку потенциала компании может входить оценка ее ресурсного потенциала, потенциала системы управления, маркетингового потенциала, потенциала роста стоимости, потенциала поставщика, потенциала покупателя, потенциала жизненного цикла, потенциала конкурентной безопасности и т.д.
Виды потенциалов предприятия
- Потенциал системы управления – потенциал системы управления выражается в эффективности достижения поставленных организацией стратегических целей и может быть представлен рядом показателей эффективности использования заемного и собственного капитала, производственных мощностей и управления человеческими ресурсами;
- Ресурсный потенциал – оценка эффективности использования различных видов ресурсов в производственной деятельности компании, причем речь идет как о технологической стороне производства, так и о кадровой. Ресурсный потенциал предприятия оценивают с помощью показателей затрат;
- Потенциал маркетинга – оценка возможности компании адаптироваться к изменениям рынка, которая рассчитывается на основе затрат на маркетинговую деятельность и различных показателей эффективности рыночной деятельности;
- Сбытовой потенциал – оценка возможности компании производить и продавать продукцию в объемах, больших, чем текущая доля рынка, которая во многом определяется маркетинговым потенциалом предприятия;
- Финансовый потенциал – оценка финансовой стабильности организации и ее привлекательности с точки зрения инвесторов, выраженная в финансовых показателях (объем прибыли, коэффициенты ликвидности, коэффициент финансового левериджа и пр.).