Стандарты компании должны соответствовать её целям, которые, в свою очередь, должны быть установлены с соблюдением назначенных процедур. Общие цели компании могут использоваться в виде годовых стандартов к работе всего предприятия либо, к примеру, в качестве стандартов для работы руководства компании. Необходимость проверки и даже пересмотра стандартов существует по причине высокого уровня неопределенности окружающей среды и изменяющимися условиями спроса.
Стандарт – это показатели ожидаемого уровня выполнения определенного поставленного задания.
Существуют четыре уровня стандартов управленческого контроля – организационный, функциональный, уровень отдела и стандарты выполнения работы. Каждый из них следует рассмотреть в отдельности.
Организационный уровень
На данном уровне высшее руководство компании устанавливает стандарты как необходимость получения определенных результатов, которые могу характеризовать функционирование компании в целом. Для коммерческой организации такой глобальной целью может являться завоевание определенной доли рынка. Также целью может служить укрепление своей позиции как лидера отрасли. При осуществимости поставленных целей, они могут быть стандартами.
Если целью компании является производство качественного товара, то формулирование такой цели должно быть более четким для того, чтобы она стала стандартом.
Функциональные стандарты
Данный уровень стандартов управленческого контроля основывается на предыдущем уровне, организационном. Функциональные стандарты являются производственными стандартами, которые выработаны в отдельности для каждого функционального департамента компании (к примеру, отделу маркетинга, управления человеческими ресурсами или департамента финансов). Иначе говоря, функциональные стандарты представляют собой стандарты, созданные для управленцев среднего звена в компании.
Департамент маркетинга постановил, что ассортимент рынка, на котором оперирует компания, в следующем квартале будет состоять из 20 моделей/видов какой-либо продукции. Если цель компании – удержание половины доли всего рынка, то, соответственно, стандартом отдела будет являться продажа как минимум 10 моделей продукции.
Уровень отдела
Стандарты уровня отдела разрабатываются после установления стандартов предыдущего уровня. Так, данной группой стандартов занимаются менеджеры низшего звена или управленцы звена «ниже среднего».
Так, на основе стандартов функциональных департаментов устанавливаются стандарты внутри каждого функционального отдела. Как очевидно из всего вышесказанного, уровни стандартов исходят один из другого и могут быть представлены в виде логической пирамиды, где в связи с установленными стандартами первого уровня, разрабатываются стандарты для более детальных уровней.
Стандарты выполнения работы
Последний уровень или финальная стадия разработки стандартов состоит в обозначении стандартов для всех индивидуальных процессов работ внутри каждого подразделения компании. Данный вид стандартов представляет собой определенные стандарты для конкретного должностного лица, лица, выполняющего конкретную работу. Это объясняется тем, что все созданные должности в компании характеризуются определенными требованиями к квалификации, экспертизе, опыту, навыкам и компетенциям, и даже физической силе.
Компания планирует реализовать 20 единиц продукции в следующем отчетном периоде. Названное количество должно быть распределено между агентами по продаже, допустим, их двое. Но спрос на товар у каждого агента различен в связи с определенными условиями. Таким образом, стандарт работы для каждого агента будет также неравнозначен. У одного это может быть 15 единиц товара, а у другого стандарт выполнения работы будет равен оставшимся 5 единицам товара.