Понятие контроля и его необходимость
Контроль является одной из ключевых функции менеджмента. Он обеспечивает поэтапное движение предприятия к намеченной цели путем реализации стратегического плана. Используя контроль и формируя обратную связь с внешней средой, менеджер оценивает эффективность управленческих решений. Оценка эффективности позволяет определить нужность корректировки решения в данный момент.
Процесс осуществления управленческого контроля со стороны менеджера объясняется необходимостью отслеживания динамики выполняемых операций. Осуществляя контроль на всех этапах реализации управленческого решения, менеджер может определить насколько нужна корректировка. Разберем на практическом примере.
Руководитель туристической фирмы желает создать доступный по цене продукт, для того, чтобы привлечь как можно больше клиентов. В процессе создания дешевого тура выяснилось, что наибольшие затраты, заложенные в продукт, съедает перевозка на иностранных транспортных рейсах. Поэтому, руководитель скорректировал решение и сформировал доступный туристический продукт, исключив иностранные перевозки.
Причины управленческого контроля
- Активность кризисных явлений
- Сложный процесс адаптации решения
- Внедрение стратегических и тактических задач
- Корректировка процесса управления
- Устранение возникших трудностей
Система активного контроля предполагает наличие эффективной обратной связи. Происходящие изменения требуют адекватной реакции со стороны руководителя. Обратная связь нужна для того, чтобы определить насколько эффективен контроль. Если решение руководителя не достаточно эффективно, то требуется внести необходимые изменения. Рассмотрим на практическом примере.
Руководитель открыл мясной цех по производству колбасы. Это оценивается как достаточно рискованная деятельность с высоким уровнем угроз. Если система руководства эффективная и адаптивная, то руководитель сможет своевременно корректировать деятельность. Таким образом, затраты от ведения бизнеса будут сведены к минимуму.
Проблемы управленческого контроля
Связывая проблемы управленческого контроля и жизненный цикл управленческого решения, можно выделить следующие проблемы:
- Проблемы аналитического свойства — возникают на этапе подготовки информации для принятия управленческого решения
- Процессные трудности — проблемы, возникающие в процессе реализации управленческого решения
- Трудности выбора — возникают в момент принятия управленческого решения
- Трудности отбора — могут возникнуть у руководителя, если выбрано более двух альтернатив
- Проблема завершающего этапа — возникают на заключительной стадии реализации управленческого решения
- Резюмирующие проблемы — возникают в том случае, если нет возможности сразу провести оценку эффективности принятого решения
Методы управленческого контроля
Современные методы управленческого контроля включают в себя:
- Метод подготовительного контроля — руководитель оценивает возможные трудности и предпринимает попытки их предотвращения и устранения
- Метод направляющего контроля — трудности уже очевидны, но результат их влияния еще не ясен. Есть возможность избежать фатальной ошибки и руководитель ее использует
- Метод фильтрации — руководитель сознательно выбирает и исключает потенциально опасные альтернативы, либо альтернативы с невыясненным результатом
- Метод сопровождающего контроля — руководитель почти приблизился к результату, но не оставляет процесс без внимания, оценивая его
- Пост контролирующий метод — результат принятого решения не может быть оценен в настоящее время. Требуется ресурс либо информация для его оценки