В каждой организации осуществляется управленческий контроль, при этом каждая из них отличается особой практикой обоснования и принятия управленческих решений, которая определяется спецификой деятельности организации, ее структурой, существующей системой коммуникаций и корпоративной культурой. Вместе с тем, существуют единые подходы, которые одинаковы для любых процессов принятия управленческих решений.
Необходимый элемент (и параметр) процесса управленческого контроля - оценка действий, предпринимаемых на его разных этапах. Этап постановки задач управленческого контроля связан с оценкой границ, масштаба и уровня распространения проблемной ситуации, этап решения характеризуется оценкой всевозможных предлагаемых специалистами вариантов, этап принятия решения подразумевает оценку ожидаемых результатов его реализации.
Причины низкой эффективности управленческого контроля
Теоретики и специалисты, которые занимаются вопросами подготовки и принятия решений управленческого контроля, сформулировали несколько причин, приводящих к низкому его качеству:
- большое число принимаемых решений, некоторые из которых не выполняются фактически, что снижает их эффективность;
- принимаемое управленческое решения не учитывает предыдущий опыт;
- вновь принимаемое управленческое решения дублирует существующие организационные правила и порядки;
- изменение цели решения в процессе его движения по иерархической лестнице в соответствии с расхождением интересов различных уровней управления;
- принятие необоснованного решения, не несущего никакой конкретики: «усилить требование», «обратить внимание», «принять должные меры» и т. п. Такое решение часто называют «бюрократическим алиби», поскольку оно имитирует реальное управляющее воздействие. Такое решение только создает видимость управления;
- недостаточная проработка процесса подготовки и принятия управленческих решений;
- отсутствие процедур согласования управленческого решения с их исполнителем;
- нереальные и заранее невыполнимые сроки;
- низкое информационное обеспечение управленческого контроля;
- низкая эффективность механизма оценки управленческого контроля, зачастую ориентированная на соблюдение сроков, но не на достижение результата.
Качество управленческого контроля– это степень его соответствия принятым внутренним организационным требованиям или стандартам.
Параметры оценки качества управленческого контроля
Основными параметрами качества управленческого контроля являются:
- количественная неопределенность проблемы (энтропия). Если проблема сформулирована только с качественной позиции, без учета количественных показателей, то энтропия стремится к нулю. В случае, если показатели проблемы выражаются количественно, то энтропии стремится к единице;
- рискованность инвестиционных вложений;
- вероятность исполнения решения в разрезе показателей качества, сроков и затрат;
- адекватность (или точность прогноза, показатель аппроксимации) теоретических данных, которые легли в основу при разработке решения, фактическим.
Предварительная регламентация параметров качества управленческого контроля и его эффективности предполагает установление предела, минимально допустимой эффективности, ради которой приступают к решению проблемы. Далее производится анализ факторов внешней среды, влияющих на эффективность и качество решения. Затем исследуются аспекты «входа» системы и предпринимаются мероприятия для их улучшения и повышения качества поступающей информации.
Управленческий контроль является эффективным тогда, когда он характеризуется стратегической направленностью, нацелен на достижение определенного результата, гибок, своевременен, экономичен и прост.