В литературе, посвященной роли организационной культуры в управлении компанией, выделяется несколько моделей, описывающих инструменты влияния организационной культуры на деятельность организации. В данной статье будет рассмотрены инструменты, описанные на основе модели В.Сате, который выделяет семь основных инструментов влияния.
Кооперация между отдельными частями организации
Кооперацию между сотрудниками и подразделениями в качестве образца поведения для организации нельзя насильно установить, используя только формальные управленческие меры, потому как невозможно предусмотреть все возникающие ситуации. Степень кооперации людей в организации всегда зависит от убеждений, которые они разделяют. Для разных организаций существуют разные высшие ценности где-то это групповая работа, а где-то все основывается на внутренней конкуренции. Иначе говоря, определяющим фактором является используемая в организации философия - индивидуалистская или коллективистская.
Принятие решений
Использование организационной культуры как инструмента для принятия решений осуществляется путем разделения верований и ценностей, которые формируют у сотрудников организации постоянный набор основных предпочтений и предположений. Процесс принятия решений в этом случае будет более эффективным, ведь разногласия при помощи организационной культуры могут сводиться к минимуму.
Контроль
Суть процесса контроля как инструмента организационной культуры - в стимуляции действий для достижения поставленных организацией целей. В теории управления организации описаны три основных механизма контроля: непосредственно рынок, администрирование и клановость. Все они присутствуют в организациях в разной степени.
Для рыночного механизма контроля основным фактором является цена. То есть, изменяя цены и платежи, менеджмент стимулирует изменения в организации в нужную сторону.
В основе административного механизма контроля лежит формальный авторитет. Суть данного инструмента состоит в том, что правила и процедуры изменяются путем издания директивных распоряжений.
Клановый механизм контроля осуществляется на основе разделения разделяемых верований и ценностей. На них сотрудники опираются при осуществлении любых действий. Также предполагается приверженность сотрудников организации и обладание ими знаний о порядке действий в рамках конкретной культуры. По мере того, как организация растет и развивается, на смену клановому механизму приходит административный, а за ним - рыночный.
Коммуникации
Организационная культура влияет на коммуникации по двум направлениям:
- нет необходимости коммуницировать в процессах, по которым сотрудники разделяют предположения друг друга.
- если предположении разделяются, то это обеспечивает направленность и помощь в понимании получаемых сообщений.
Содержание коммуникации также зависит от содержания культуры. Для некоторых организаций открытость коммуникаций – это плюс, для других — минус.
Лояльность организации
Сотрудник лоялен организации, когда он чувствует себя ее частью и находится с ней в эмоциональной связи. Развитая культура обеспечивает высокую лояльность и приверженность к организации. Все это активизирует действия сотрудников в их желании помочь организации.
Восприятие организационной среды
Восприятие сотрудником организационной реальности в значительной степени определяется мнением его коллег, исходя из их совместного опыта. Культура обеспечивает сотрудников организации общим пониманием их опыта.
Оправдание своего поведения
Этот инструмент организационной культуры делает деятельность сотрудников осмысленной, так как обеспечивает оправдание их поведения. Например, если в компании ценится риск, то сотрудник рискует без опасения наказания в случае неудачи. Действия, которые оправданы таким способом, усиливают существующее поведение, если оно вписывается в ситуацию.