Обеспечение организационной эффективности – это одна из главных задач менеджмента организации.
Организационная эффективность (лат - исполнение, действие) (эффективность организации) - способность организации существовать и достигать определенных целей с выгодным соотношением результатов и затрат.
Экономическая литература описывает три подхода к изучению организационной эффективности - целевой, системный и выборочный.
Целевой подход
Согласно нему организационная эффективность оценивается по способности, действуя рационально, достигать целей, которые были поставлены. Рациональность определяется выбором такого варианта использования ресурсов, при котором цели достигаются с минимальными их затратами.
По масштабу целей выделяют следующие виды организационной эффективности:
- общефирменная – отражающая динамику общих целей и показателей организации (например, объем продаж и доля рынка, прибыль и уровень рентабельности и т.д.);
- внутрифирменная - отражающая динамику целей ее подразделений (центров ответственности или прибыли);
- групповая – которая отражает полноту достижения целей определенной группы сотрудников внутри фирмы (владельцев, менеджеров, рабочих).
Согласно данному подходу организационная эффективность зависит от:
- качественной постановки целей;
- мотивационной силы и направленности;
- адекватности используемых стратегий целям организации;
- качественным и количественным составом ресурсов, используемых для достижения цели.
Три первых фактора характеризуют стратегический аспект организационной эффективности, а последний фактор – тактический.
Системный подход
Согласно данного подхода - основной критерий организационной эффективности - способность к адаптации. В рамках подхода внимание сосредоточено на внутренних характеристиках организации и оперирует, в большей степени, средствами поддержки взаимоотношений между участника организации, нежели ее целями Внутренние ресурсы, иерархия, и правила взаимодействия сотрудников – это главное, а оценка затрат вторична. Такой подход характерен, в основном, для бюджетных организаций.
Главным недостатком этого подхода является ситуация, при которой для оценки внутренних характеристик организации необходимо определенное их количественное измерения. При этом не все можно измерить цифрами – например, уровень сплоченности или насколько рациональны иерархические отношения.
Выборочный подход
Данный подход опирается на оценку степени удовлетворения интересов стратегических организационных составляющих. Согласно ему, эффективность не может быть оценена только по заранее установленным критериям или системным характеристикам. Эффективность оценивается по обеспечению минимального уровня удовлетворенности всех структурных компонентов организации, с отличными друг от друга мотивами деятельности и целями. Недостижение этого минимального уровня приводит к напряженности, конфликтам и неэффективности организацию.
Внутренние структурные компоненты организации:
- сотрудники, менеджеры, владельцы;
- внешние - правительство, органы местного самоуправления и прочие, заинтересованные в деятельности фирмы, институты.
Особенностью этого подхода является то, что необходимо четко позиционировать критерии выбора интересов структурных компонент. Эти критерии должны быть сбалансированы и направлены не только на удовлетворение стратегических интересов, но и общеорганизационных целей.
Основная трудность в рамках данного подхода – определение действительно важных стратегических составляющих и в способности установить, как организация способна обеспечить им достижение уровня удовлетворенности.
Каждый из описанных подходов содержит в себе преимущества и недостатки, степень проявления которых зависит от многих внутренних и внешних факторов. Только взвешенное и сбалансированное сочетание всех подходов может дать хороший результат.