Подходы к определению делового поведения
В литературе сложилось несколько подходов к пониманию понятия «деловое поведение»:
- Деловое поведение - это способность руководителя организовать индивидуальные рабочие места, с учетом того, что достижение эффективного конечного результата зависит всецело от самих работников.
- Деловое поведение – это способность руководителя организовать совместную работу, где эффективный конечный результат определяется способами партнерского сотрудничества.
Для достижения управляемости делового поведения его следует рассматривать как единый комплекс из профессиональной деятельности и общения.
Свойства делового поведения
- функциональная определенность. Каждому работнику известно, какую работу он должен осуществлять в рамках своей должности. Его должностными инструкциями определены ответственность и права работника;
- заданность временных границ. Деловое поведение всегда ограничено во времени, оно протекает в определенный промежуток времени и может быть напряженным в различные сроки начала или окончания работы;
- самоорганизуемость. Деловое поведение может стать личной программой деятельности как часть общеорганизационной программы;
- автономность с точки зрения мотивации: задания осознаются сотрудником как цель, которая вовлекает его в профессиональную деятельность и общение;
- предсказуемость делового поведения, в результате совместной работы работникам под силу достигнуть отличной сработанности с помощью исполнительности, самодисциплины и требовательности друг к другу и к себе.
Человек - наименее поддающийся управлению компонент управленческой деятельности.
Основная проблема - это проблемы в исполнении, которое складывается из набора индивидуальных характеристик работника, прилагаемых им усилий и наличия соответствующей организационной поддержки.
Среди индивидуальных свойств работников можно выделить:
- биологически личностная обусловленная подсистема (возраст, пол, нервная система человека);
- формы восприятия действительности (внимание, память, тип мышления);
- подсистема, складывающаяся из опыта (умения, знания, опыт);
- социально обусловленная система (личностная направленность и индивидуальные ценностные ориентации).
Типы делового поведения
Каждый работник обладает своими личностными установками на какой-либо тип делового поведения.
Они складываются на основе глубоких психологических причин, складывающихся под воздействием воспитания, образования, окружения. Это – своего рода зависимость от желаний человека («хочу»), осознания своих возможностей («могу»), заданных требований («надо») и усилий в достижении цели («стараюсь»). Установки могут быть устойчивы или же, наоборот, стать барьером в осуществлении профессиональных обязанностей. Выделяют противоположные типы делового поведения людей в организации:
- Активное поведение. Может проявляться в стремлении к творческой реализации и поиске привлекательных видов работы. Здесь желания гармонируют со стремлениями, личностные способности активизируются, могут быть установлены высокие требования к собственной деятельности.
- Инертное поведение. Проявляется в случаях, когда личность работу только имитирует, формально подчиняется требованиям руководителя и целям организации. Сознание личности заполнено осознанием утраты личностной значимости функций, выполняемых ею. Смысл трудовой деятельности при этом не осознается.
Деловое поведение – это система поступков личности, которая связана с реализацией ее деловых интересов и включает взаимодействие с клиентами, партнерами, подчиненными, руководителями, коллегами.
Реализуется деловое поведение посредством делового общения, установления взаимоотношений и принятия способствующих успеху решений. Среди характеристик делового поведения:
- инициативность (творческий подход к делу, находчивость и оперативность в использовании обстоятельств, выбор наилучшего варианта достижения целей, поиск встречных предложений);
- исполнительность (умение доводить дело до логического конца, добросовестность, аккуратность, точность, экономичность и дисциплинированность в работе);
- инертность (имитация работником своей работы, подчинение требованиям руководством).