Варианты развития организации
Организация – это сложнейший объект, включающий в себя совокупность постоянно взаимодействующих между собой элементов.
Итог такого взаимодействия - два варианта процесса изменения организации:
- Активное развитие: изменения во внешней среде организации могут быть компенсированы изменениями в ее внутренней структуре (формирование элементов воздействия на окружающую среду для достижения в ней трансформаций, благоприятных для самой организации).
- Пассивное развитие: эволюционное развитие организации происходит в таком же направлении, что и окружающая среда, внутренние изменения ее структуры или элементов не требуются.
Некоторые свойства и элементы организации во время ее развития могут оставаться неизменными, такое свойство получило название инвариантности. Инвариантность предполагает возможность сохранить те качественные параметры и характеристики организации, которые отличают данную организацию от прочих аналогичных объектов. Такое явление организационного поведения называют устойчивостью. С одной стороны, устойчивость характеризует неизменность определенных организационных аспектов, с другой стороны это свойство предполагает постоянство каких - либо изменений ее внутренней среды.
Свойства организации
Те аспекты организации, которые определяют ее сходство или отличия с другими аналогичными объектами, называются ее свойствами. При этом все свойства организации в совокупности образуют поведение организации.
Поведение организации является очень сложным процессом, который подвержен активному влиянию как материальных факторов внутренней и внешней среды, так и субъективных предпочтений, внутренних установок в нее входящих индивидуумов.
Все возможные варианты организационного поведения можно упорядочить термином «цель». Цель – это желаемое состояние организации в будущем, при чем степень «желательности» данного состояния определяется превалирующими мотивами трудового поведения всех ее составляющих индивидуумов.
Теория мотивации выделяет несколько вариантов целей организационного развития:
- экономические цели: поведение организации направлено на прирост объема материальной выгоды, получаемой индивидами, входящими в ее состав;
- эмоциональные цели: организационное поведение можно детерминировать получением ее членами позитивных эмоций от осуществления трудовой деятельности или общения в процессе работы;
- цели безопасности: организационное поведение имеет своей целью оградить ее членов от негативного воздействия различных факторов внутренней или внешней среды;
- цели аффилиации: поведение организации направлено на размывание ответственности каждого ее члена и взаимовыручку в нее входящих индивидуумов;
- инновационные цели: организация служит для саморазвития ее членов, или для последовательного «консервирования» трудовых отношений, принятых в ней.
Принципы анализа поведения организации
Анализ поведения организации является весьма сложной процедурой, требующей к своему решению неформального подхода. Поэтому такой анализ следует строить, учитывая все взаимодействия между целями, присущими ее персоналу, по ряду последовательно применяемых принципов:
- закрепление в качестве постулата формальных целей развития и функционирования организации;
- исследование сложившихся в организации персонифицированных и формализованных отношений;
- изучение преобладающей модели в управленческих отношениях;
- расчет потенциальной линии организационного поведения с учетом структуры мотивационного комплекса;
- корректировка содержания формальных целей или поиск другого типа управленческих отношений в случае, если полученный результат не соответствует тем задачам, которые стоят перед организацией.