Понятие имиджа
Имидж – это впечатление и восприятие человека или организации, эмоциональная нагрузка, возникающая от встречи с ним. Первое впечатление о предприятии воспринимается в сознании человека в связи со специализированными особенностями и формируют образ, содержащий положительную или отрицательную нагрузку
Эффективность работы предприятия, чаще всего, находится в прямой и непосредственной зависимости от его имиджа, корпоративного стиля, образа и восприятия в сознании других людей.
В качестве положительного эффекта от наличия имиджа и корпоративного стиля с позитивной нагрузкой можно выделить следующие элементы:
- Высокая степень лояльности клиентов и сотрудников к предприятию
- Продвижение бренда предприятия
- Повышение маркетинговой стратегии
- Снижение себестоимости затрат от внедрения инновационного товара
- Формирование потребительского доверия и спроса
- Повышение статуса предприятия в коммерческой среде
- Связь негативного и позитивного имиджа предприятия
Негативный и позитивный имидж предприятия выражается, чаще всего, в положительном и отрицательном экономическом эффекте. При наличии положительного имиджа предприятия, руководитель может существенно снизить себестоимость производимого продукта и получать прибыль в перспективе.
Недостатки негативного имиджа предприятия
Наличие негативного имиджа предприятия сопряжено с большим количеством трудностей для руководителя. Рассмотрим их более подробно:
- Существенное снижение спроса за счет недоверия потребителей
- Недостаточное доверие партнеров, вследствие неоплаченных счетов или просроченных контрактов
- Трудности в процессе взаимодействия с государственными структурами
- Недостаточный эффект со стороны сотрудников, снижение общего уровня производительности труда
- Недостаточный уровень заемных и привлеченных средств, возникающее в результате негативного имиджа предприятия
Рассматривая связь негативного и позитивного имиджа, рассмотрим, что переход из одного состояния в другое достаточно быстрый и может произойти в течение короткого периода времени. Изменения в сторону положительного имиджа всегда предпочтительны, поскольку позволяют получить дополнительный финансовый эффект. Однако, переход от положительного имиджа к отрицательному, способен привести предприятие к финансовым издержкам и даже ликвидации.
Устранение негативного имиджа организации
Если руководитель столкнулся с негативным восприятием предприятия, не стоит принимать этот факт как фатальную, неисправимую ошибку. Следует выяснить источник поступающего негативного эффекта и оказать на него положительное воздействие. В том случае, если негативный эффект исходит от потребителей, изменить его достаточно просто – изучив потребности рынка и его потребителей, изменить продукт в сторону улучшения.
Наиболее сложная ситуация для руководителя возникает тогда, когда негативный имидж создается его конкурентами или партнерами. В этом случае, изменить общественное мнение в сторону положительного требует существенных ресурсных и финансовых затрат со стороны руководителя.
Самым сложным моментом для руководителя является то, что негативный имидж может быть достаточно устойчивым и тогда единственное средство которое может оказать положительное влияние – это ребрендинг. Данный инструмент может оказать помощь руководителю в формировании положительного эффекта, но это не является гарантированной панацеей. Ребрендинг - это изменение названия, имиджа, ореола предприятия. Он проводится если нет возможности изменить имидж организации.
В том случае, если ребрендинг проведен, но организация совершает те же ошибки при налаживании контактов с потребителями и персоналом, ситуация может повторится или стать еще более удручающей.