Роль маркетинга в стратегическом менеджменте
Стратегический менеджмент неразрывно связан со стратегическим планированием. Цель его - рост конкурентоспособности предприятия, которое осуществляет бизнес-деятельность в условиях конкуренции и подвижности финансово-экономических рынков.
Стратегии компании реализуются в производственном, товарном и ценовом сегментах, а эксперты в сфере продаж обращаются к стратегическому маркетингу. Формирование стратегии - процесс сложный и творческий, поэтому соединение менеджмента и маркетинга позволяет формировать стратегию, обозначать сильные и слабые стороны организации, осуществлять планирование деятельности, привлекать новые инвестиции.
Стратегия сопоставляется с миссией компании, задачами ее развития. Это является неотъемлемой частью менеджмента, а маркетинг определяет целе-ориентирующую подсистему стратегического менеджмента. Именно маркетинг привнес в стратегический менеджмент подвижность, изменяемость и гибкость. Маркетинг представил ряд технологий, применяемых в рамках стратегического менеджмента:
- постоянный и систематический анализ рыночной среды;
- планомерное обновление ассортимента товаров и услуг, отталкиваясь от потребностей и интересов потребителей;
- гибкость ценовой политики и ее приоритет;
- интегрированность маркетинговых коммуникаций;
- организация продаж.
Мониторинг рыночной среды позволяет прогнозировать потребности рынка, выявлять сильные и слабые стороны деятельности предприятия и представлять результаты в конкретных цифрах. Информационной работой занимаются имиджмейкеры, маркетологи, менеджеры и финансисты, которые осваивают конкретный набор инструментов и представляют информацию в виде аналитического отчета, плана и стратегии развития предприятия в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективах. Интеграция маркетинговых коммуникаций ориентирована на двустороннее взаимодействие с целевыми аудиториями. Таким образом можно выявить основные потребности людей, выявить товары и услуги, которые необходимы потребителям в данный период времени и нацелиться на их массовое производство. Маркетологи пользуются исследовательскими методиками и инструментами - опросы и анкетирование, эксперименты, контент-анализы, экспертные исследовательские мероприятия с целью выявить спрос, популярность компании, ее имидж и потребности в предлагаемых товарах.
На основании результатов маркетинговых исследований эксперты организуют продажи, обеспечивают комфортное принятие решений, выявляют товарные предпочтения и спрос, популярность товаров и полезные свойства покупок. Маркетинговая и исследовательская деятельность предоставляют менеджерам информацию, необходимую для принятия эффективных, полезных и грамотных решений.
Специфика взаимодействия стратегического менеджмента и маркетинга
Для того, чтобы потребность в управлении с помощью маркетинговых подходов сформировалась, необходимы предпосылки и условия. Эксперты выделяют такие условия как стагнация рынка и общее насыщение, повышение уровня требования потребителей, изощренность спроса, улучшение технических характеристик и организационных возможностей производства, ориентация на сокращенные сроки амортизации, сокращение сроков внедрения товаров. Таким образом, меняются представления не только со стороны потребителей о том, какими качествами должны обладать товары и услуги, но и со стороны производства. Пожелания потребителей дифференцируются, в условиях массового производства они заметно меняются еще и по причине того, что большой ассортимент товаров повышает требования к качеству. Потребители переориентируются на постматериальные ценности, рекламные расходы повышаются, поскольку компании ощущают необходимость в привлечении как можно большего количества потребителей.
На производство влияет даже сокращение численности населения, и маркетологи как эксперты, владеющие исследовательским инструментарием, могут проработать информацию о населении, выявляя не только потребности в товарах и услугах, но и информацию о численности населения, о том, как эффективно трансформировать производство в пользу новой целевой аудитории. Угроза безработицы существует постоянно, и по причине нехватки финансов потребители вынуждены менять критерии спроса. Маркетинговые исследования выявляют интересы потребителей к тем или иным товарам, определяют, почему спрос на более дорогие или на дешевые товары меняется, по каким критериям и признакам потребители в целом готовы делать выбор в пользу товаров и услуг.
Маркетинг привнес в менеджмент и стратегическое управление важные принципы:
- ориентация на сбалансированность и гармонизацию интересов потребителей;
- партнерство участников рыночных отношений;
- некоммерческое распределение благ;
- реализация тенденций и принципов современного управления;
- глобализм маркетинга, инновационность используемых технологий и методов;
- интегрированность во внутренние процессы и международные производственные тенденции;
- структурные исследования рынка;
- использование методов связи с партнерами.
Стратегический менеджмент и маркетинг выстраиваются вокруг единой цели - достичь максимального уровня производства, удовлетворяя потребности аудитории и не снижая уровень качеств товаров и услуг. Интересы производителей ориентированы на получение прибыли, а интересы потребителей - удовлетворить потребности, получив качественный и безопасный продукт. Современные предприятия выходят на уровень бережливого производства, экономя на ресурсах, но сохраняя качество товаров на стабильно высоком уровне. Это направление также было сформировано за счет потребности в сочетании менеджмента и маркетинга и воздействии на производственные процессы. Ориентация на международные тенденции подтолкнула управленцев обращаться к экспертам в области маркетинга, к социологам и исследователям, чтобы получать четкие количественные результаты, оценивать показатели и принимать решения, которые будут направлены на обозначенные, а не мифические проблемы.