Поведение человека в организации
Все люди ведут себя по-разному, даже в одинаковых ситуациях. Когда человек становится членом организации, ему требуется время на адаптацию. Человек сначала знакомится с нормами и ценностями организации, анализирует их и принимает решение о согласии с ними или несогласии.
Исходя из этого, выделяют четыре типа поведения человека:
- Преданный и дисциплинированный член организации. Такой человек без сомнений принимает ценности и нормы организации. Индивид выбирает такую модель поведения, чтобы она не приводила к конфликту с интересами организации.
- Приспособленец. Индивид не приемлет ценностей организации, но пытается вести себя в соответствии с правилами, следуя нормам и формам поведения, принятым в организации.
- Оригинал. Работник полностью соглашается с ценностями организации, но бунтует против норм и правил организации.
- Бунтарь. Человек отрицает и ценности, и нормы предприятия. Такой работник будет всегда создавать конфликтные ситуации.
Подходы к научению поведению в организации
Для организации важно, чтобы поведение работников соответствовало ее нормам и целям. Выделяют несколько подходов к решению данной проблемы:
- Подбор персонала в соответствии с требуемыми характеристиками. Единственный минус такого подхода в том, чтоб требования со временем меняются, а значит, может возникнуть конфликт интересов работника и организации.
- Влияние организации на поведение человека. Суть этого подхода в том, что организация может изменять модель поведения сотрудников в соответствии со своими нуждами.
Научение поведению – это процесс изменения поведения человека на основе жизненного опыта, который отражает реакцию на окружающий мир.
При научении поведению важно учитывать некоторые ключевые моменты: научение может происходить как на своем опыте, так и на опыте других людей; научение поведению может касаться и потенциального поведения; научение поведению всегда выражается через изменение человека.
Есть три типа научения поведению, основанные на научных теориях:
- Этот тип связан с рефлекторным поведением человека.
- Второй тип базируется на опыте человека.
- Обучение на основе наблюдения.
При научении поведению в организации важно понимать чему будет учиться человек, и какие стороны его поведения необходимо скорректировать. Обычно человек учится нескольким вещам: своей функциональной роли; обучение формально-процедурным действиями; поиск своего места в организации; решение собственных задач на пути к достижению цели.
Итак, из этого следует, что процесс научения может происходить как бессознательно, так и сознательно.
Процесс сознательного научения
Любая деятельность человека связана с наличием у него побуждающих начал, которые подталкивают его к деятельности.
Стимулы – носители внешних воздействий на поведение индивида, направляют его деятельность.
Поведенческая реакция – решения человека о том, как поступить, какие действия предпринять, чтобы добиться поставленных целей.
Поведенческая реакция проявляется, как в расположении, так и в действиях. На нее оказываю сильное влияние наступившие последствия, в результате чего индивид анализирует ситуации и принимает решение о корректировке модели поведения.
Процесс сознательного научения поведению состоит из нескольких этапов изображенных на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема процесса осознанного научения
Компенсация как инструмент изменения модели поведения
Очевидно, что во многом последствия действий зависят от поведения человека, однако не стоит забывать и компенсации за его усилия, которую предлагают те, кто оценивал действия работника.
Компенсация, здесь рассматривается в широком смысле слова, как внешняя реакция на поведение человека, выражающаяся в том, что человек либо что-то приобретает, либо что-то теряет, добивается или не добивается поставленных целей, в результате предпринятых им действий.
Выделяют несколько типов компенсации (рис. 2).
Рисунок 2 – Типы компенсации
Рассмотрим выделенные типы подробнее:
- Положительная компенсация заключается в вознаграждении, приводящем к приятным для человека последствиям.
- Отрицательная компенсация: желаемое поведение приводит к устранению неприятных для человек обстоятельств или раздражителей.
- Наказание наступает в случае неверного и нежелательного поведения сотрудника.
- Гашение заключается в том, что действия, которые раньше получали положительную компенсацию, перестаю как-либо оцениваться и вознаграждаться, что приводит к их исключению.
В процессе корректировки поведения важно установить частоту компенсации. Есть два подхода: непрерывная компенсация и периодическая.
Периодическая компенсация, в свою очередь, включает в себя: компенсацию через фиксированный временной интервал, через переменный временной интервал, компенсацию в зависимости от фиксированной нормы и в зависимости от переменной нормы.
Наиболее эффективным способом компенсации является компенсация в зависимости от переменной нормы, так как компенсация может произойти в любой момент, что стимулирует работников к выполнению «правильных» действий постоянно.
Заключение
Разобранный материал говорит о том, что работник, основываясь на своем опыте, адаптируется к организационному окружению, изменяя модель поведения.
Также и организация может оказывать воздействие на поведение работников. Однако и средства, используемые для влияния на процесс научения поведению, и частота их использования зависят от ситуации, в которой находится человек, и должны подбираться с учетом всего многообразия факторов, влияющих на поведение человека, особенно его потребностей.