Организация может рассматривать как совокупность определенных параметров, меняющихся под воздействием управленческих решений и окружающей среды. Внешняя среда представляет собой совокупность факторов, которые на деятельность фирмы оказывают воздействие.
Внешняя среда делится на факторы косвенного воздействия (макросреда) и прямого воздействия(микросреда) (рис. 1).
Рис. 1. Факторы внешней среды организации
Макросреда
Макросреда включает в себя факторы косвенного воздействия, которые оказывают влияние на все организации в целом, действующие в определенной отрасли. К ним относятся факторы, которые характеризуют в целом развитие национальной экономики:
- экономическая среда — факторы, обусловливающие развитие в национальной экономике экономических процессов ( рост ВВП, внешний долг и т. д.), влияние налоговой и бюджетной политики государства на население, инвестиционную привлекательность экономики страны, устойчивость валюты, темпы инфляции, норма налогообложения и пр.;
- политическая среда — это те факторы, которые определяют политические процессы, стабильность законодательства в национальной экономике, политическую идеологию, политику правительства и влияют на уровень недовольства правительством в обществе;
- технологическая среда — это те факторы, которые определяют тенденции научно-технического прогресса и с ним связанного изменения технологических основ производства;
- социальная среда — факторы, которые определяют демографическую структуру общества и тенденции развития, обычаи, нормы и ценности населения, отношение населения к качеству жизни и работе, темпы прироста населения и пр. Социальная среда определяет во многом состояние рынка труда. Изменения в социальной среде могут оказывать существенное влияние на определенные рынки товаров и услуг.
Для того чтобы изучать эффективно макросреду организации, необходимо создать специальную структуру в организации. Среди наиболее часто применяющихся следующие способы наблюдения: анализ опубликованных в специальных источниках материалов; участие в конференциях; анализ опыта деятельности других организаций; проведение дискуссий внутри фирмы.
Микросреда
Микросреда включает в себя те факторы, которые оказывают влияние на деятельность какой – либо организации и определяют ее конкурентоспособность по сравнению с остальными организациями, функционирующими в определенной отрасли. К факторам микросреды относятся:
- поставщики ресурсов — это хозяйствующие субъекты, которые располагают ресурсами, необходимыми для ее эффективной деятельности организации;
- потребители— хозяйствующие субъекты, которые испытывают спрос на предлагаемую конкретной организацией продукцию;
- конкуренты — хозяйствующие субъекты, которые на конкретном рынке соперничают и производят продукцию, способную удовлетворить похожие потребности потенциального покупателя;
- посредники — хозяйствующие субъекты, которые способствуют продвижению, распространению и сбыту товаров данной организации. Посредники могут обеспечивать:
- физическое перемещение товаров от места их производства к пункту продажи или потребления, накопление их и предпродажную подготовку;
- кредитную поддержку сделки или страхование риска порчи и пропажи товара;
- непосредственно продажу;
- содействие в поиске покупателей, стимулировании сбыта, рекламе и послепродажном обслуживании.
- государственные органы: статистики, налоговые, лицензирования, экологического, санитарного и прочих видов надзора;
- местные органы власти;
- общественность: союзы потребителей, профсоюзы, экологические и иные общества;
- консалтинговые и аудиторские фирмы;
- независимые СМИ : радио, пресса, телевидение.
Основные характеристики внешней среды
Основными характеристиками внешней среды являются:
- взаимосвязанность факторов;
- сложность внешней среды;
- подвижность среды;
- неопределенность внешней среды.
Взаимосвязь факторов внешней среды — это уровень силы, с которой изменение одного из факторов влияет на остальные факторы.
Под сложностью внешней среды подразумевается число факторов, на которые обязана реагировать организация, а также степень вариативности каждого из факторов.
Подвижность среды представляет собой скорость, с которой в окружении организации происходят изменения. Окружение современной организации изменяется с все нарастающей скоростью. Для одних подразделений организации подвижность внешнего окружения может быть выше, а для других ниже. Организация в высокоподвижной среде должна опираться на самую разнообразную информацию для того, чтобы принимать оптимальные решения.
Под неопределенностью внешней среды понимается соотношение между количеством располагаемой организацией информации о среде и уверенностью в точности данной информации. Чем внешнее окружение неопределеннее, тем принимать эффективные решения труднее. В таких условиях высокой неопределенности организация может применять два подхода.
- Адаптация к условиям внешней среды – это создание такой структуры организации, которая будет способна реагировать на все изменения во внешней среде, в которой будет производиться постоянный мониторинг изменения внешней среды. Все изменения внешней среды требуют увеличения гибкости организационной структуры, способности к экономичному и быстрому перераспределению задач и функций, решаемых определенным подразделением организации или ее отдельными сотрудниками.
- Воздействие на внешнюю среду предполагает реализацию мер по целенаправленному влиянию на факторы внешней среды. Среди таких мер могут использоваться следующие:
- конкурентная стратегия как фактор рыночной борьбы;
- реклама как способ управления спросом;
- связи с общественностью как способ улучшении имиджа организации в обществе;
- политическая деятельность как стремление повлиять на государство через участие в разных общественных организациях или ассоциациях, лоббирующих интересы своих членов в различных органах государственной власти.
Таким образом, в рыночном хозяйстве организация находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, являющейся, с одной стороны, источником шансов приобретения прибыли и устойчивого развития, расширения рынка, а с другой — опасности и угрозы утери завоеванных позиций на рынке, падения спроса на продукцию, морального устаревания технологий, нововведения конкурентов и т. д.