Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Традиционные концепции лидерства

Теория лидерских качеств

Теория лидерских качеств – это наиболее ранний подход в изучении и определении лидерства. В данном направлении проводились сотни исследований, которые породили достаточно длинный список раскрытых лидерских качеств. В рамках этой теории были выдвинуты пять основных качеств, которые характеризуют лидера:

  • интеллектуальные способности и ум;
  • доминирование над другими и господство;
  • активность и энергичность;
  • уверенность в себе;
  • знание дела.

Отметим, что эти пять черт не объясняют полностью возникновения лидера. Многие люди с данными качествами так и остались последователями. Позднее исследование привело к выделению нескольких групп лидерских качеств: физиологические, психологические, умственные и деловые.

К физиологическим относятся вес, рост, телосложение, внешний вид, энергичность движений человека. Конечно, в некоторой мере связь между наличием этих качеств и лидерством может существовать. Однако, если человек физически выше и крупнее, чем средний человек в некоторой группе, это еще не дает ему никакого права быть лидером в ней.

Психологические или эмоциональные качества на практике проявляются основным образом через характер человека. Они имеют и преемственные, и воспитательные основы. Врожденные задатки являются первоосновой психических качеств, которые могут иметь двойственный характер:

  • психические качества, которые не подвергаются или слабо подвергаются коррекции (склонность к риску, стремление к лидерству, свойства темперамента);
  • психические качества, которые могут подвергаться усовершенствованию (уровень интеллекта, память…).

Под влиянием опыта совершенствуются и психологические качества, который человек приобретает в процессе своей жизни.

Исследование умственных и интеллектуальных качеств в их связей с лидерством проводилось множеством ученых, и их результаты друг с другом совпадают в том, что уровень таких качеств у лидера выше, чем у нелидеров.

Базовыми интеллектуальными способностями для лидеров должны быть: стремление постоянно самосовершенствоваться, наличие склонности к восприятию новых идей, панорамность мышления и профессиональная компетентность, способность к самоанализу.

«Традиционные концепции лидерства» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Деловые качества носят в основном характер приобретенных (развитых) привычек и умений у лидера в выполнении своих функций. Сюда также можно отнести деловитость, предприимчивость, стабильное проявление инициативы, умение принимать нестандартные решения.

Теория лидерских качеств имеет ряд недостатков. Так, перечень потенциально существенных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По данной причине создать «единый верный» образ лидера стало невозможным. Таким образом, описанный подход, изучающий лидерские качества, достаточно интересен, но к сожалению, он не приносит пользы на практике. Несомненной его заслугой стало то, что послужил толчком к развитию прочих концепций лидерства.

Концепции лидерского поведения

Важное отличие от концепции лидерских качеств заключается в том, что концепция лидерского поведения допускает возможность подготовки лидера по специально разработанным программам.

Наиболее популярными концепциями этого типа являются следующие:

  • три стиля лидерства;
  • исследование университета шт. Огайо;
  • исследование Мичиганского университета;
  • управленческая сетка (Блейка и Моутона).

Исследование университета Огайо - наиболее значительное, его целью была разработка двуфакторной теории руководства, в основе которой две переменные: структура отношений и отношения в пределах этой структуры.

К первой относят образцы поведения, с помощью которых лидером организуется и определяется структура отношений в группе: определение ролей, установление потоков коммуникаций, процедур и правил работы, ожидаемых результатов.

Вторая переменная содержит образцы поведения, отображающая уровень и качество отношений между лидерами и его последователями: дружественность, взаимодоверие и взаимоуважение, гармония.

В ходе исследования были установлены связи между указанными переменными и различными критериями эффективности. Так сначала было установлено, что лидеры, поведение которых характеризуется наличием одновременно двух переменных, более эффективны в своей деятельности, чем те, в которых поведение характеризуется лишь одной из них. Позднее были получены данные, свидетельствующие о том, что при наибольшем внимании со стороны руководителя к структуре отношений выше показатели профессиональности подчиненных.

Исследование Мичиганского университета имело своей целью определить отличия в поведении эффективного и неэффективного лидера. В основу были заложенные две переменные в поведении лидера: сосредоточение внимания лидера на работе и на работающих. Как видно, эти переменные по своему смыслу похожи с теми, что использовались в исследованиях в Огайо. Результаты исследований Мичиганского университета позволили сделать такие выводы об эффективном лидере:

  • эффективный лидер имеет тенденцию к поддержке подчиненных и развитию с ними хороших отношений;
  • эффективный лидер использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению подчиненными;
  • эффективный лидер требует крайне высокий уровень выполнения работы.

Базируясь на подходе Мичиганского университета были выделены две категории лидеров: лидеры, ориентированные на подчиненных, и лидеры, ориентированные на работу.

Модель управленческой сетки Блейка и Моутона

Среди концепций стилей поведения лидера наибольшую популярность получила модель управленческой сетки Блейка и Моутона (рис. 1).

Модель управленческой сетки Блейка и Моутона

Рис. 1. Модель управленческой сетки Блейка и Моутона

Данная модель представляет собой матрицу, образованную пересечениям двух переменных - измерений лидерского поведения: на горизонтальной оси - интерес к производству, на вертикальной - интерес к людям. Переменные управленческой сетки носят характер размещения (до чего-то или к кому-то) и взгляд (на что-либо), определяющие поведение, т.е. оба интереса связаны как с человеческим сознанием, так и с действиями человека, но не только с чем-либо одним. Размещение на шкале каждой оси матрицы от 1 до 9 позволяет очертить зону пяти основных лидерских стилей.

Исследование подтвердило тот факт, что независимо от ситуации стиль 9.9 есть наилучшим.
Дата написания статьи: 03.02.2016
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot