Сущность управления проектом
Проект - функционирует в определенном окружении, которое включает внешние и внутренние компоненты. Эти компоненты учитывают самые различные факторы: политические, экономические, технологические, социальные, культурные, нормативные и др.
Особенностью проекта является то что он всегда нацелен на конкретный результат, на определенную предметную область, а также на достижение определенных целей.
Реализуют проект его руководство, команда проекта и менеджеры. Остальные участники проекта выполняют отдельные специфические виды деятельности (процессы). На условиях частичной занятости, в работах по проекту могут принимать участие представители функциональных и линейных подразделений компаний, которые ответственны за выполнение различных заданий, видов деятельности и функций, включая организацию, руководство, планирование, контроль, мотивацию, администрирование и др.
Управление проектом – это методология планирования, организации, руководства, координации материальных и человеческих ресурсов на протяжении проектного цикла, которая направлена на эффективное достижение целей проекта посредством использования системы современных методов, технологий и техник управления для достижения установленных результатов по стоимости, объему и составу работ, качеству, времени и т. д.
Основные управляемые параметры проекта
Ими являются:
- стоимость
- объем работ
- состав работ
- качество результатов
- время выполнения
Жизненный цикл проекта
Жизненный цикл проекта представляет собой период времени между моментом зарождения идеи проекта и моментом его завершения, ликвидации. Жизненный цикл проекта – это исходное понятие для разработки вопросов финансирования работ по тому или иному проекту и принятия адекватных решений по этому поводу.
В наиболее общем виде жизненный цикл проекта можно классифицировать на такие три основные фазы:
- прединвестиционная
- инвестиционная
- эксплуатационная
Дальнейшее деление проекта на фазы и в значительной мере будет зависеть специфики проекта. Например, жизненный цикл проекта можно также разбить на пять основных фаз, в частности на:
- концептуальную фазу, которая включает формулирование целей, анализ финансовых возможностей, оценку осуществимости (ТЭО), планирование проекта
- фазу разработки, которая включает определение исполнителей и структуры работ, построение календарных планов работ, разработку бюджета и проектно-сметной документации, заключение договоров с поставщиками и подрядчиками
- фазу выполнения, включающую работы по непосредственной реализации проекта (строительные работы, обучение персонала, маркетинг и т. д.)
- фаза завершения, которая чаще всего включает испытания, а также сдачу проекта в эксплуатацию
- эксплуатационная фаза (приемка и запуск, модернизация и т. д.).
Подсистемы управления проектом
Они включают:
- управление объемами и содержанием работ
- управление продолжительностью и временем
- управление качеством
- управление стоимостью
- управление поставками и закупками
- управление человеческими ресурсами
- управление распределением ресурсов
- управление запасами ресурсов
- управление рисками
- управление информацией и коммуникациями
- интеграционное управление.
Функции управления проектом
Они включают:
- планирование
- анализ
- контроль
- принятие решений
- составление и сопровождение бюджета
- организацию осуществления
- оценку
- мониторинг
- отчетность
- проверку и приемку
- ведение бухгалтерского учета
- администрирование.
Перечисленные функции являются развитием пяти основных функций управления.