Сущность и виды материально-товарных запасов
Управление материально-товарными запасами в операционном менеджменте – это вид деятельности, направленный на оптимизацию объема и структуры запасов товарно-материальных ценностей предприятия.
Товарно-материальные запасы представляют собой актив фирмы, характеризующийся разнородностью. Это позволяет классифицировать их по широкому спектру критериев.
В составе материально-товарных запасов можно выделить несколько категорий активов:
- сырье и материалы, используемые на предприятии для производства собственной продукции,
- готовая продукция, произведенная фирмой и предназначенная для продажи,
- незавершенное производство и полуфабрикаты – произведенные самой компанией или закупленные на стороне для дальнейшей доработки (характерно для производства с большой длительностью цикла),
- товары для перепродажи, которые были приобретены у сторонних поставщиков,
- активы, служащие для удовлетворения нужд управленческого характера (к примеру, запасы канцелярских товаров).
По уровню спроса на товарно-материальные запасы они подразделяются на:
- запасы регулярного спроса (на которые спрос стабилен в течение всего календарного года),
- запасы сезонного спроса (со значительными колебаниями объема спроса в зависимости от сезона),
- запасы редкого спроса (спрос на которые предъявляется несколько раз в год).
Нельзя говорить об однозначной зависимости между категориями запасов по уровню спроса и их стоимостью. Так, например, редким спросом могут пользоваться книги на китайском языке в российском книжном магазине – при том, что их стоимость может быть невелика; а могут эксклюзивные ювелирные изделия.
По месту нахождения материально-товарные запасы бывают находящимися:
- в производственных цехах,
- на складах,
- на стадии погрузки-отгрузки,
- в пути,
- на ответственном хранении.
Эти стадии могут переходить одна в другую.
Еще один распространенный критерий классификации товарно-материальных запасов – их нормирование. Нормы могут устанавливаться:
- в денежном выражении (стоимостная оценка имеющегося запаса по себестоимости или продажной цене),
- в натуральном измерении (в штуках, метрах, литрах и т.д.),
- в днях (исходя из средней скорости расходования запаса, предъявляемого на него спроса со стороны внешних потребителей или подразделений компании).
По единицам учета различают:
- ценности, учитываемые по номенклатурным номерам,
- ценности, учитываемые по партиям,
- ценности, учитываемые по группам однородных изделий.
Основы управления товарно-материальными запасами
Важным действием при управлении товарно-материальными запасами является поиск точки равновесия – оптимального уровня запасов. Определить ее достаточно сложно, поскольку у разных подразделений одного предприятия цели совершенно различны. Так, например, продавцам предпочтительно иметь максимальные запасы, чтобы в любой момент оказаться способными удовлетворить заявку покупателя (не заставляя его оформлять предзаказ и ждать поставки). Финансовый отдел, напротив, стремится к минимизации запасов, поскольку в них «замораживаются» денежные средства, которые могли бы быть направлены на инвестиции или выплаты. Процесс поиска компромисса между этими противоречивыми требованиями называется управлением цепочкой запасов.
В целом причины создания запасов сводятся к основным пяти функциональным положениям:
- канал снабжения. Наличие запасов позволяет минимизировать простои производственной линии, повысить эффективность ее функционирования,
- цикличность снабжения. Многие поставщики готовы отгружать товары некой минимальной партией, которая расходуется предприятием не мгновенно,
- безопасность. Потребности производства характеризуются некоторой степенью неопределенности, поэтому запасы позволяют избегать дефицита в случае возникновения непредвиденных обстоятельств,
- предвосхищение спроса. Иногда спрос неравномерен, и в периоды «затишья» производится накопление запаса для периода «высокого спроса»,
- защита от роста цен. В ожидании повышения поставщиками цен предприятие может сделать запасы впрок (если сроки хранения это позволяют).
В идеальных условиях работа может осуществляться по принципу «точно в срок». Эта японская идеология предполагает, что скорости производственных линий четко взаимоувязаны и согласованы с графиком производства, что позволяет практически обойтись без запасов. На практике достичь такого состояния весьма сложно.
Определение оптимального размера заказа
Важная задача при управлении запасами – определить оптимальный размер заказа на поставку. Как правило, предприятие может пойти одним из двух путей:
- заказывать чаще маленькие партии,
- заказывать реже крупные партии.
Определение оптимального размера заказа базируется на анализе двух типов затрат, связанных с запасами, и поиске компромисса:
- издержки хранения. Речь идет о затратах, связанных с осуществлением хранения запаса на складе (могут требоваться специальные условия, например, поддержание температуры и влажности), страхованием и финансированием (в запасах «замораживаются» денежные средства, которые могли бы работать и приносить выгоду),
- издержки размещения заказа. К ним относятся затраты на сам процесс заказа, на доставку ценностей.
Формулы, используемые для вычисления оптимального размера заказа, ориентированы на поиск точки минимума совокупных затрат. При этом надо понимать, что с ростом объема заказа снижаются издержки размещения в пересчете на единицу, но увеличиваются издержки на хранение.
В сложных моделях могут учитываться и дополнительные факторы:
- риск порчи запаса при его не расходовании в срок,
- предоставляемые поставщиком скидки при закупке большой партии и т.д.
Точность прогнозов по расходованию запасов определяется ритмичностью и предсказуемостью самого производства, что в значительной степени зависит от рассматриваемой отрасли.