Сущность организационных изменений
Организационные изменения – формирование новых характеристик устройства организации, соответствующих изменениям во внешней среде.
Организационные изменения представляют собой сложный процесс внедрения в организацию новых методов и принципов деятельности. Обычно организационные изменения сопровождаются сопротивлением со стороны персонала, так как в процессе происходит слом привычных для сотрудников норм и шаблонов действий, или даже изменение ценностей. Изменение традиционных способов принятия решений приводит к необходимости адаптации сотрудников к новым правилам.
Процесс организационных изменений можно условно разделить на несколько стадий:
- Разморозка – появление дисбаланса между различными силами внутри организации – стабилизирующими и движущими. Данный этап предполагает поиск возможностей объединения этих видов сил, минимизации сдерживающих факторов и активизации движущих факторов изменений;
- Изменение – трансформация норм и ценностей организации, активный слом привычных шаблонов деятельности. Данный этап характеризуется вовлечением активных сотрудников в процесс изменений, их участием в постановке целей и задач и обучении пассивного большинства сотрудников;
- Заморозка – фиксация состояния организации в новых условиях деятельности. На данном этапе новые принципы и методы деятельности должны обрести стабильность и защищенность от случайных воздействий.
Факторы организационных изменений
В первую очередь на уровень сложности внедрения организационных изменений влияют их параметры. К параметрам организационных изменений относят их направленность, масштаб, степень радикальности, а также степень участия сотрудников в процессе внедрения изменений и их привлечение к решению задач, степень их информированности и предшествующая изменениям степень недовольства в организации. Изменения могут варьироваться от точечных до стратегических, при этом отношение персонала к изменениям ухудшается по мере увеличения их масштаба и степени радикальности. Негативную оценку изменений можно снизить путем повышения информированности сотрудников и вовлечения их в процесс принятия решения.
Другим фактором внедрения организационных изменений являются характеристики самой организации. К таким характеристикам можно отнести размер организации, стадию ее развития и время деятельности, атмосферу в коллективе и особенности организационной культуры. Организация представляет собой систему, стремящуюся к стабильности, поэтому внедрение организационных изменений всегда встречает сопротивление. В зависимости от перечисленных характеристик компании это сопротивление может быть усилено или ослаблено.
На внедрение изменений оказывают воздействие также факторы внешней среды организации. Их влияние на сегодняшний день наименее исследовано и поэтому наименее предсказуемо. Это объясняется тесной взаимосвязью между внешними и другими факторами влияния, которая не позволяет отдельно оценить степень и направление их влияния на процесс организационных изменений.
Существенное значение для процесса внедрения организационных изменений имеют характеристики сотрудников – их удовлетворенность текущей ситуацией и будущими нововведениями, особенности мотивации и личностные характеристики. Различные исследования выявляют различные направления влияния личностных характеристик сотрудников на процесс внедрения изменений.
Барьеры организационных изменений
Основным барьером организационных изменений выступают сотрудники организации. Пассивное большинство сотрудников организации сопротивляется инициативам и поддерживает стабильность компании. Такое сопротивление может проявляться в явной форме – возрастании количества конфликтов и срыве сроков работы, или в неявном – чрезмерной придирчивости и появлении слухов. Сопротивление изменениям в той или иной форме приводит к блокировке активности, связанной с внедрением изменений, или к существенным задержкам.
На рисунке ниже представлены различные формы организационных барьеров, препятствующих внедрению изменений.