Понятие адаптации в деятельности организации
Термин адаптация пришел в менеджмент из биологии, он означает привыкание,
Важнейшие принципы адаптации для организаций:
- Интерактивное планирование,
т. е. , такой тип планирования, при котором в организации есть набор сформированных принципов соответствия внешней среде. Этот набор динамичен, меняется вместе с условиями внешней среды и позволяет оперативно реагировать на ее изменения. - Наличие стройной системы реализации решений, которая не будет препятствовать адаптации. Система должна быстро регистрировать и обрабатывать информацию, помогать рационализировать процесс принятия решений.
Различные подходы к улучшению адаптивности организации
Изменения в адаптации к внешней среде означают, что организация начинает лучше и быстрее реагировать на нее. Для этого необходимо изменить внутреннюю структуру так, чтобы соответствовать среде и ее требованиям. Существует несколько подходов к адаптивности организации.
Буферная зона - традиционный подход. Это такие отделы организации, которые занимаются вопросами неопределенности. В организации существует производственный отдел, выпускающий продукцию. Буферная зона создается вокруг него, осуществляет обмен материалами, ресурсами
- отдел закупок (предоставляет сырье и материалы);
- отдел кадров (предоставляет персонал и готовит его к работе);
- отдел готовой продукции (хранит запасы, реализует их).
Новые подходы к организационной адаптивности предлагают отказаться от буферной зоны, предоставить возможность внешней среде влиять на производственный отдел. Это улучшит связь с потребителем и поставщиками, которая в условиях современного рынка считается важнее роста производительности и показателей рентабельности.
Группы реагирования - один из новых подходов к адаптации. Состоит в том, что в организации создаются группы реагирования на запросы потребителей, которые тесно контактируют с ними, собирают жалобы на продукцию (часто они составляются из производственных рабочих). Еще один метод — налаживание телефонной связи с потребителями, при этом сами группы реагирования звонят потребителям и выясняют их мнение о качестве продукции. Такая открытость позволяет организации повысить гибкость. В данном случае все работники представляют собой пограничную зону взаимодействия с внешней средой. Организация становится связанной с основными элементами внешней среды, координирует деятельность, ориентируясь на ее запросы.
Основная функция групп реагирования — сбор информации. Информация собирается по двум направлениям:
- получить новую информацию и ввести ее в работу организации;
- дать информацию об организации во внешнюю среду.
Чтобы получить информацию, группы реагирования постоянно мониторят внешнюю среду. Например, маркетинговый отдел отслеживает тенденции изменений вкусов потребителей, отдел
Дифференциация и интеграция - еще один метод повышения адаптивности организации. Дифференциация означает различия между познавательными и эмоциональными предпочтениями разных руководителей, а также различия в структуре функциональных подразделений организации. В меняющейся среде подразделения, чтобы справиться с неопределенностью, сужают специализацию.
Интеграция означает уровень и качество взаимодействия между отделами. При высокой неопределенности перемены требуют большого количества информации, высокой скорости обработки и передачи информации. Интеграция помогает координировать действия отделов и повышает скорость реакции на изменения внешней среды.
Институциональная имитация - это метод, сущность которого заключается в том, что организация подражает другим фирмам, которые успешно функционируют в тех же условиях высокой неопределенности, в той же области рынка; эти фирмы контактируют с похожими потребителями и поставщиками. Подражание может затрагивать структуру организации, методы управления, стратегию поведения на рынке.
Планирование и прогнозы - метод повышения адаптивности, который заключается в том, что организация усиливает планирование и тщательнее прогнозирует поведение внешней среды. В условиях стабильной внешней среды организация может сконцентрироваться на операционных задачах, росте производительности, показателях рентабельности. Долгосрочное планирование не нужно, так как внешняя среда стабильна. В условиях динамичной внешней среды необходимо улучшать планирование и оперативно реагировать на изменения, поэтому планы и прогнозы становятся неотъемлемой частью гибкой организации.