Задачи реализации организационной стратегии
Реализация организационной стратегии нацелена на решение трех ключевых задач:
- Определение значимости административных задач, расстановка приоритетов в соответствии с принятой организационной стратегией;
- Определение соответствия стратегии и внутриорганизационных элементов – структуры, системы управления и мотивации, корпоративной культуры, характеристик и квалификации сотрудников и т.п.
- Определение подходящего стратегическим целям организации стиля управления и соответствующих методов менеджмента.
Решение перечисленных задач возможно с помощью проведения изменений, которые представляют собой основу реализации организационной стратегии и носят название стратегических. Для реализации стратегии компания проводит различные изменения.
Четыре типа стратегических изменений
Стратегические изменения могут носить очень разный характер и преследовать различные цели, в связи с чем составить их полную классификацию невозможно. Однако можно выявить четыре ключевых типа стратегических изменений, которые отличаются от других относительной устойчивостью и завершенностью:
- Перестройка организации – фундаментальные стратегические изменения в организации, которые касаются ее миссии и корпоративной культуры. Организационная перестройка представляет собой наиболее сложный тип стратегических изменений, так как они затрагивают все аспекты деятельности компании. Внедрение таких изменений требует значительных усилий и затрат времени и ресурсов. Осуществление данного типа организационных изменений происходит в ситуации, когда существенно изменяется деятельность организации – происходит смена отрасли, в которой она функционирует, и, как следствие, изменение продукта и занимаемой рыночной доли;
- Радикальное преобразование – стратегические изменения, которые проводятся в ситуациях радикального изменения деятельности организации без смены отрасли. Такие изменения могут быть обусловлены процедурой слияния с другой компанией, которая предполагает появление новых продуктов, объединение различных корпоративных культур и изменение организационной структуры;
- Умеренное преобразование – стратегические изменения такого типа реализуются, когда компания принимает решение о выходе на новые рынки или производстве нового продукта без существенных структурных преобразований. Умеренные изменения большей частью касаются производственного процесса организации и ее маркетинговой деятельности;
- Обычные изменения – данный тип изменений предполагает наименьшую степень реорганизации деятельности компании среди перечисленных и чаще всего касается маркетинговой деятельности. Целью обычных изменений можно считать поддержание интереса к продукции компании путем применения новых маркетинговых инструментов. Такие изменения оказывают незначительное влияние на основную деятельность организации и затрагивают небольшое количество сотрудников, что позволяет реализовывать их достаточно часто и с небольшими затратами.
Неизменяемое функционирование организации
Деятельность компании без изменения стратегии называется ее неизменяемым функционированием.
Неизменяемое функционирование организации целесообразно в течение такого периода времени, когда компания может достичь целевых результатов, опираясь на существующую бизнес-модель и накопленный опыт. Однако при ведении такой деятельности менеджменту организации необходимо уделять серьезное внимание изменениям во внешней среде, так как даже незначительные изменения могут оказать существенное влияние на результативность компании.