После определения стратегия, наступает самый сложный этап в стратегическом управлении, связанный с необходимостью намеченную стратегию реализовать.
На первой стадии выполнения стратегии производится углубленное изучение состояния среды, целей и разработанной стратегии. Здесь же решается ряд основных задач:
Начало реализации стратегии представляет собой постановку стратегических задач, то есть таких задач, выражающих сущность стратегии. Количество этих задач не должно быть слишком большим. Иначе выполнены могут быть не все из них. В процессе установки стратегических задач следует учитывать то, в какой мере они отвечают результатам проведенного стратегического анализа.
Каждая из стратегических задач находит отражение в стратегическом проекте, представляющим собой совокупность мероприятий, которые нужно осуществить для реализации стратегии. Проекты могут быть разными, например: проекты развития действующего и нового бизнеса и проекты развития системы управления бизнесом. Каждый из проектов должен иметь ответственного - менеджера проекта. Если такового не существует, то стратегическая деятельность становится размытой и ответственность за выполнение ее несет обезличенный характер. В результате чего стратегические задачи могут решаться по остаточному принципу, основную часть времени менеджера занимает текущая деятельность, и, как итог, невыполнение стратегических задач.
На второй стадии производится разработка решений по эффективному использованию ресурсов, имеющихся у предприятия. На данном этапе производится оценка ресурсов, распределение их и приведение в соответствие с реализуемой стратегией. Для этого должны быть составлены специальные программы, реализация которых должна способствовать развитию ресурсов. Это могут быть, например, программы повышения квалификации персонала.
Все стратегические проекты должны быть тщательно спланированы. В план определяются этапы и необходимые условия для реализации стратегии. Ключевое внимание следует обратить на ресурсное обеспечение плана. План реализации проекта должен обязательно учитывать специфику стратегических изменений.
На третьем этапе руководителями принимаются решения о внесении изменений в существующую организационную структуру с целью достижения высоких результатов по реализации стратегии.
Четвертый этап заключается в проведении на предприятии тех необходимых изменений, без которых приступить к реализации стратегии невозможно. Для этого определяется сценарий потенциального сопротивления изменениям, разрабатываются мероприятия по уменьшению до минимума или устранению реального сопротивления и закреплению осуществленных изменений.
Для реализации данной стадии необходимо закрепления за каждым из участников определенных обязательств (табл. 1).
Таблица 1 - Кто чем должен заниматься на стадии реализации стратегии
Для выполнения стратегии необходимо осуществление ее контроля, включающего несколько стадий: определение стандартов - показателей и процессов, которые будут проверяться; сравнение стандартов и фактических результатов, и, наконец, определение направления действий.
На заключительной стадии реализации стратегии производится корректировка стратегического плана случае, если этого действительно требуют новые обстоятельства. Выполнение стратегии на данной стадии должно решать такие задачи, как:
Перечисленные задачи решаются посредством тех изменений, которые составляют фактически содержание процесса реализации стратегии.
Проведение необходимых стратегических изменений способствует тому, что в фирме создаются такие условия, которые необходимы для осуществления выбранной стратегии. Изменения - это не самоцель. Актуальность и степень изменений определяются тем, насколько предприятие к эффективному осуществлению стратегии готово. Выделяют четыре достаточно устойчивых и отличающихся некоторой завершенностью типа стратегических изменений:
Таким образом, руководству предприятия необходимо постоянно помнить, что каждое из проводимых стратегических изменений должно обязательно носить системный характер. По причине этого каждая из стадий выполнения стратегии затрагивает все стороны функционирования предприятия.