Логический анализ сходства и различий менеджмента и управления
Сходства и различия управления и менеджмента – это общие и специфические черты наук и видов практической деятельности, определяющие их особенности.
Сравнение понятий «менеджмент» и «управление» можно производить по разным направлениям, в частности:
- логический анализ,
- методология науки,
- реальность и потребности практики.
Прежде, чем проводить логический анализ, уместно дать определение обоим понятиям:
- Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом.
- Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях.
Связь между ними схематически может быть представлена следующим образом: не всякое управление может быть признано менеджментом. Так, например, управление техническим устройством, химической реакцией или армейской операцией нельзя называть менеджментом. Однако менеджмент – это всегда управление. Таким образом, понятие менеджмента уже, чем понятие управления, представляя собой специфический тип управления.
Специфика менеджмента выражается в следующих категориях:
- объект менеджмента,
- приоритеты, состоящие в экономических интересах и человеческом факторе,
- действие рыночных механизмов (условия экономического риска, конкуренции),
- технологии менеджмента (разработка решений, участие персонала),
- профессионализм,
- лидерство,
- корпоративность,
- стиль.
Таким образом, с позиций логического анализа можно заключить, что управление – процесс общий, а менеджмент – частный.
Профессиональные управленцы и организаторы используют инструменты, оптимальные в конкретных ситуациях. При этом менеджмент в первую очередь опирается на теоретические исследования, а управление – на практику.
Сходства и различия менеджмента и управления как научных дисциплин
Наиболее ярко специфика любой науки проявляется в наборе изучаемых проблем. Если рассматривать менеджмент как науку, то ведущее место в проблематике занимают:
- личностный фактор,
- неформальное управление,
- взаимодействие организационно-технических и социально-экономических аспектов,
- диверсификация менеджмента,
- другие вопросы, возникшие в практике менеджмента и отражающие ее потребности в научной сфере.
Анализируя с научных позиций все проблемы управления, можно построить типологическую матрицу, отражающую особенное и общее в менеджменте и управлении. Типология является самым продуктивным методом исследования и анализа. Так, к примеру, периодическая таблица элементом Менделеева – это иллюстрация одного из универсальных и весьма эффективных методологических подходов, применимых к исследованиям в любой сфере человеческих знаний.
Типологический анализ вопросов управления также убедительно демонстрирует специфику менеджмента.
Сходства и различия менеджмента и управления как практической деятельности
В практическом менеджменте ключевую роль играют приоритеты. Практика менеджмента стала источником идеи человеческого капитала как ключевого приоритета менеджмента. Также из практики происходят и такие понятия менеджмента, как полномочия, корпоративность, стиль и т.д. Именно эти запросы к науке менеджмента со стороны практики определяют структуру знаний менеджеров.
Понятия «менеджмент» и «управление» можно разделить по их концептуальным принципам.
Принципы управления (общего):
- выделение управляющей и управляемой систем,
- управляемость как реакция на сигнал или воздействие,
- мера необходимой централизации для достижения эффективного функционирования системы управления и объекта управления в целом,
- наличие обратной связи,
- гомеостат – способность системы поддерживать стабильными определенные величины,
- функциональная стабильность,
- эмерджентность - наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её элементам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями.
Принципы, присущие менеджменту:
- главное – это человеческий фактор,
- менеджмент знаний, определяемый через интеллектуальный потенциал,
- качество и эффективность менеджмента как специфической деятельности,
- экономика менеджмента, выражающаяся через ресурсы и затраты,
- корпоративность и сотрудничество,
- партнерство и власть,
- целеполагание,
- конкурентоспособность,
- развитие – основной способ существования системы.
При этом принципы управления и принципы менеджмента не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют. Причем это взаимодействие тем эффективнее, чем глубже осознаются особенности менеджмента в рамках общего управления, а также в рамках осознания менеджмента как социально-экономической дисциплины.
В целом можно заключить, что для определенного класса проблем понятия «управление» и «менеджмент» вполне взаимозаменяемы и даже условно могут считаться тождественными. Во всех остальных случаях нужно понимать, что, несмотря на наличие общих черт, эти понятия имеют различия. Специфика менеджмента включает в себя общие черты управления, не отрицает их, но дополняет и углубляет для конкретного перечня проблем. Сегодня концепция менеджмента развивается путем освоения все новых и новых областей знаний:
- контролинга,
- аксиологии менеджмента,
- социокультурных проблем менеджмента,
- экологического менеджмента,
- антикризисного менеджмента,
- креативного менеджмента и т.д.
Концепция менеджмента определяет, какие знания – фундаментальные, специальные и конкретно-практические – должен иметь специалист в сфере менеджмента, как они должны сочетаться и взаимодействовать на практике.