Цели управленческого решения
Цели управленческого решения – это обеспечение процесса движения по направлению к целям, поставленным перед организацией.
Перед любой организацией стоит какая-то цель, обуславливающая ее функционирование:
- для коммерческих организаций такой целью чаще всего является получение прибыли,
- для некоммерческих организаций цель определяется при образовании – это может быть благотворительность, социальные, образовательные, культурные, управленческие или научные цели.
Эффективное достижение цели возможно только при хорошей организации и управлении доступными ему ресурсами. Эти направления деятельности служат для того, чтобы предприятие достигало цели и развивалось в условиях изменяющейся внешней среды.
Организационная структура предприятия – состав руководящих и производственных подразделений компании и их взаимосвязи – должны проектироваться так, чтобы у организации была возможность двигаться к сформулированным целям, невзирая на внешние и внутренние помехи, такие как:
- снижение объема платежеспособного спроса,
- повышение инфляции,
- срывы сроков поставки,
- неплатежи со стороны клиентов,
- повышение конкуренции,
- отказы оборудования,
- рассогласования в потоках информации и ресурсов,
- нарушения дисциплины (трудовой и технологической),
- конфликты между сотрудниками.
В то же время, рациональная организация предприятия – это необходимое, но не достаточное условие жизнеспособности организации. Достаточным условием можно считать наполнение структуры организации ресурсами – такими как материально-технические, энергетические, трудовые, информационные, финансовые – и формирование режима их накопления и движения, позволяющего преодолевать отрицательное влияние помех и достичь поставленные цели (входящие в задачи управления предприятием). Таким образом, между организацией и управлением существует органическая взаимосвязь, взаимное дополнение; они образуют целостную систему менеджмента компании.
Исходя из вышесказанного, управленческую деятельность можно рассматривать как поиск и обеспечение выполнения решений, отвечающих тактическим и стратегическим ориентирам предприятия в сложившейся экономической реальности. Поэтому каждое управленческое решение должно обеспечивать единство следующих характеристик:
- в каждом решении сохраняется общий вектор движения к цели,
- каждое решение должно нейтрализовать или хотя бы уменьшить отклонение от плановых показателей. В современных условиях это крайне актуально, поскольку предприятие существует в условиях быстрых перемен, требующих оперативной реакции. То, что процесс трансформации во внешней среде ускоряется, заставляет повышать результативность принимаемых решений. Стремительность этих процессов приводит к непрерывным корректировкам в деятельность организации, осуществляемым с помощью планирования его показателей и мониторинга внешней и внутренней среды.
Спустя время менеджеры получают возможность сравнить полученные по факту результаты с запланированными значениями критериев. Благодаря этому последующие управленческие решения могут учитывать произошедшие во внешней среде изменения и вывести предприятие на расчетную траекторию развития. Таким образом, цель разработки управленческого решения может быть сформулирована следующим образом.
Цель разработки управленческого решения состоит в том, чтобы достичь сформулированных целей путем анализа процессов ресурсообеспечения и деятельности компании с поправкой на прогноз изменений внешней и внутренней среды в плановом периоде.
Задачи управленческих решений
В работе различных предприятий выделяются похожие типы управленческих задач. Они могут быть рассмотрены как задачи принятия управленческих решений:
- упорядочение альтернатив. Речь идет о ранжировании возможных альтернатив по установленному критерию. Например, предприятию может требоваться упорядочить альтернативы по необходимости, степени важности, выгоде (ожидаемой доходности) и другим прогнозируемым эффектам от реализации альтернативы,
- распределение альтернатив по классам решений. Классы определяются исходя из типа альтернатив. Например, в качестве классов могут выступать такие, как «лучшие», «хорошие», «удовлетворительные», «неудовлетворительные». Предприятие может классифицировать виды выпускаемой продукции по спросу или рентабельности, чтобы составить оптимальную производственную программу; сортировать сотрудников по результатам работы, чтобы выбрать тех, которые получат премию и т.д.,
- выделение лучшей альтернативы. В этом случае речь идет о поиске предпочтительной альтернативы из набора доступных к выбору. Например, это может быть отбор соискателя на вакантную должность – самого высококвалифицированного и мотивированного из подавших резюме.
Основным предметом теории принятия решений как науки являются последние две задачи. Строго говоря, задача упорядочения может быть сведена к выделению лучшей альтернативы: из всех имеющихся альтернатив выделяется лучшая, затем – лучшая из оставшихся и так до тех пор, пока не останется всего одна невыбранная альтернатива.
Для решения всех указанных задач необходимо, чтобы существовал критерий выбора – своеобразное мерило, позволяющее оценить каждое решение и сравнить его с другими предлагаемыми вариантами. Такой показатель позволяет определить, насколько вариант является пригодным с позиций достижения целей предприятия, какой из вариантов является наиболее выгодным. В разных источниках можно встретить разные названия для такого показателя:
- критерий выбора,
- показатель эффективности,
- показатель оптимальности,
- показатель качества.
Критерии могут быть количественными или качественными. Большинство предприятий в качестве ключевого выбирает экономический показатель – чистую прибыль, прибыль от продаж, выручку, рыночную долю и т.д.