Проблема поиска наилучшего решения
Управленческое решение - это итог анализа, оптимизации, прогнозирования, обоснования и выбора альтернативных вариантов для достижения конкретных целей менеджмента.
Принятие решений является специфическим, жизненно важным процессом деятельности человека, направленным на выбор оптимального варианта действий.
Характерная черта любой ситуации, которая связана с принятием решения - наличие значительного количества вариантов действий, причем один из них - наилучший. Процесс выбора одного варианта действий – это и есть решение.
Оптимальное решение – это лучший вариант действий, который обеспечивает максимум эффективности в рамках конкретной задачи.
Процесс поиска такого варианта – оптимизация. Те варианты действий, которые имеют близкую (но не одинаковую) эффективность с максимально возможным вариантов в текущих условиях, принято называть целесообразными. Решение имеет неразрывную связь с таким понятием, как цель. Цель представляет собой результат, достигаемый после реализации решения.
Элементы решения – это намеченная цель действий и перечень управляемых параметров, которые характеризуют способы использования ресурсов.
Это значит, что для принятия наилучшего решения следует объективно оценить все «за» и «против» всех возможных вариантов действий. Иными словами, в проблеме поиска наилучшего решения можно выделить две части:
- выбор из множества вариантов рациональные;
- выбор из небольшого числа рациональных вариантов наилучший.
Участники процесса подготовки и принятия управленческих решений
В подготовке и реализации решения можно выделить несколько основных участников:
- Заказчик (руководитель, совет директоров и т.п.);
- Разработчик (отдельный специалист, проектная организация, надзирающий орган, общественная организация и т.п.);
- Исполнитель (сотрудники организации, должностные инструкции которых предусматривают данные обязанности);
- Потребитель (те, для кого собственного решение готовится и реализуется).
Стадии жизненного цикла управленческого решения
Можно выделить следующие ключевые стадии жизненного цикла управленческих решений:
- Постановка задачи. На этой стадии производится анализ ситуации, выявляется необходимость в решении. Иными словами проблема познается и формулируется, задается некий «вектор» - цель, определяются критерии наилучшего решения.
- Выработка решения. После определения критериев и факторов, ограничивающих решение, менеджер начинает работу в части поиска альтернативных направлений решения проблемы.
- Принятие решения. Субъект управления (лицо, принимающее решения) производит оценку и выбор альтернативы, далее решение оформляется и при необходимости согласовывается и утверждается.
- Выполнение решений включает организацию выполнения решения, мониторинг и коррекцию, что может потребовать координации усилий несколько сотрудников или подразделений компании. Задача менеджера – заинтересовать и мотивировать исполнителей на реализацию решения, что предполагает наилучшее использование их способностей.
Такое четкое деление жизненного цикла управленческого решения на перечисленные этапы не всегда реализуется, поскольку каждая из описанных стадий может осуществляться параллельно с другими. Важно отметить, что может произойти и вариант возврата с одного этапа к предыдущему для осуществления корректировки первоначальной идеи, установки ограничений, пересмотра целей и пр. Поэтому разработчику управленческого решения важно быть гибким в случае появления новых непредвиденных факторов.