Условия принятия решений
В процессе принятия любого управленческого решения возникает необходимость для его осуществления, которой соответствуют следующие условия:
- существование разрыва между желаемой и существующей ступенью развития (несоответствие деятельности предприятия его целям);
- разрыв становится достаточно большим для того, чтобы быть замеченным, и поэтому требует внимания;
- лицо, которое принимает решение, стремится к сокращению данного разрыва;
- лицо, которое принимает решение, уверено в существовании возможности уменьшения данного разрыва.
В промышленных предприятиях проблему выявляют и определяют в некоторых случаях:
- эффективность компании или ее подразделений уменьшается по сравнению с прошлым периодом;
- итоговые результаты не согласовываются с запланированными целями;
- сравнительные результаты с похожими компаниями оказываются неудовлетворительными.
После того, как проблема выявлена и установлены ее причины, начинается стадия поиска информации и альтернатив для решения.
Поиск информации, осуществляемый руководителем, может указать, например, что причина сокращения разрыва — увеличивающаяся себестоимость продукции.
Существуют возможные альтернативы решений:
- уменьшить стоимость сырья путем рационализации способов его приобретения;
- уменьшить стоимость сырья посредством перехода к собственной добыче;
- сократить производственные затраты посредством использования более рентабельного оборудования;
- нанять более дешевую рабочую силу.
Процесс выбора альтернативы
Альтернативы для выбора решений могут быть осуществлены:
- Удовлетворительным способом (решение необходимо для удовлетворения возникшей потребности);
- максимизационный способ (выбор решения из некоторого числа альтернатив).
Процесс выбора опирается на рациональные доказательства, интуитивные представления или на их комбинацию.
После осуществления акта принятия решения следует его реализация, поддержка, выделение необходимых ресурсов, разработка концепции обратной связи.
В процессе выявления проблемы и принятия решения происходит влияние различных факторов внутренней и внешней среды предприятия. Среди них необходимо, прежде всего, обратить внимание на факторы непосредственной ситуации, которые вызывают принятие решения — это значимость решения и влияние времени.
Каждое решение имеет неодинаковую значимость (незначительные, средней важности и наибольшей важности).
Относительная значимость решения проявляется в наличии таких критериев как:
- число сотрудников, которые подвергаются действию принятого решения;
- количество потраченных средств и степень воздействия решения на выживание или рентабельность компании;
- время, затраченное руководителями для обоснования и реализации решения.
Другой фактор, который оказывает прямое влияние на процесс принятия качественного решения, – это количество времени, затрачиваемое руководителем на принятие решения.
В случае значительного давления времени, менеджер может быть не в состоянии получать необходимую информацию или рассмотреть достаточное количество альтернативных вариантов. Фактор времени может оказать воздействие и на сам процесс принятия решения. Например, при нехватке времени управленец больше внимания будет уделять негативным, а не позитивным обстоятельствам и рассматривать малое количество факторов при принятии решения.
Для того чтобы описать окружающие условия, в которых принимаются решения, принято использовать термины определенность-неопределенность. В условиях определенности руководителем принимаются решения в условиях наличия и знаний обо всех альтернативах и последствия каждой из них. Решение в данном случае принимается в результате выбора альтернативы, максимизирующей конечный результат.