Томас Дж. «Том» Питерс (1942 г.) – американский писатель, исследователь в сфере бизнес-менеджмента, известный своей книгой «В поисках совершенства», написанной совместно с Робертом Х. Уотерманом.
Начало карьеры
Питерс родился в Балтиморе, где ходил в Севернскую школу (частную), которую закончил в 1960 году. Получил степень бакалавра по гражданскому строительству в Корнелльском Университете в 1964 г., там же получил степень магистра в 1966 г.
Изучал менеджмент в Школе бизнеса в Стэнфорде (поступил в 1970), получил там степень МВА, а затем защитил докторскую диссертацию по организационному поведению (1977 г.) на тему «Паттерны выигрыша и проигрыша: эффекты приближения и избегания при общении с друзьями и врагами». Диссертация была замечена в научных кругах, вышла обзорная статья (1984 г.), переосмысливающая шкалу социальных проблем. В 2004 стал почетным доктором Государственного университета управления в Москве.
С 1966 по 1970 гг. служил во флоте США, совершил две поездки во Вьетнам. С 1973 по 1974 гг. работал советником в Белом доме при администрации Никсона.
В 1974-1981 гг. был консультантом по менеджменту в фирме McKinsey & Company, стал партнером фирмы, а позднее – ее главой (1979 г.). В 1981 г. ушел из компании, чтобы стать независимым консультантом. Считается одним из наиболее влиятельных бизнес-консультантов Америки.
Вклад в развитие менеджмента
Книга «В поисках совершенства» является одной из ключевых работ Питерса, которая вышла в 1982 г. и стала поворотным пунктом его карьеры. Было продано свыше 3 млн. копий книги, она входит в рейтинг 20 лучших книг по менеджменту по версии журнала Forbes.
Основная концепция книги – проведение анализа принципов успешного поведения среди 43 фирм Америки, которые ведут деятельность в разных областях экономики и считаются успешными в своей области. Среди фирм, проанализированных в книге: Hewlett-Packard, Intel, Procter & Gamble, Johnson & Johnson, Marriott, McDonald’s, Disney Productions и т.д. В компаниях проводился анализ методов менеджмента, благодаря чему Питерс и Уотерман пришли к формулировке восьми принципов успешности и предложили методы по созданию успешной и эффективной организации.
Идея создания книги выросла из оппозиции Питерса с концепциями П. Друкера и Р. МакНамары. Друкер, по мнению Питерса, излишне привержен понятию организации, а МакНамара увлекается статистическими данными. Таким образом, книга базируется на отрицании привычных концепций менеджмента.
Восемь принципов успеха по Питерсу и Уотерману:
- Приоритет активных действий над анализом. Питерс и Уотерман утверждают, что многие компании предпочитают опробовать что-то на практике и лишь позже проанализировать и устранить недостатки.
- Близость с потребителем. Анализ потребительского поведения может скорректировать деятельность компании.
- Автономность. Высокоэффективные компании набирают топ-менеджеров из своих собственных сотрудников, а не со стороны, а также стимулируют у них появление новых идей.
- Основной фактор эффективности – человек. Успешные организации считают главным источником роста качества обслуживания именно персонал.
- Локальное управление (т.е., менеджмент на местах или в филиалах), при этом сохраняется ориентир на основные ценности компании.
- Верность основному направлению деятельности.
- Простая организационная форма, позволяющая упростить процесс управления компанией, а также небольшое количество персонала, чтобы не перегружать руководителей среднего и высшего звена.
- Баланс между гибким и жестким поведением. В успешных компаниях сочетаются централизованное управление и децентрализация в тех сферах, где это необходимо.