Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Административная школа управления

Понятие, цели и задачи административной школы управления

Определение 1

Административная школа управления - это совокупность методов исследования и рационализации производственной деятельности и регулирования взаимодействия человеческого потенциала в производственном (организационном) процессе.

Своей целью эта школа ставила создание универсальных принципов управления, реализация которых гарантировала успех.

Среди задач административной школы управления называют исследование человеческих отношений, поведения, а также количественных методов науки управления, т.к. в контексте процессного подхода управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций.

Своё название – административная – классическая школа управления получила по причине высоких административных постов, которые занимали её создатели (например, Файоль – управляющий металлургическим и горнодобывающим концерном).

Английский язык для начинающих
Не откладывай мечты — начни говорить под руководством опытного преподавателя
Узнать подробнее

История формирования административной школы управления и ее основатели

Формирование административной школы состоялось в первой половине XX век, а точнее – 1920-1950-е годы. Её основоположником считают Ф.У. Тейлора, сформулировавшего в своем главном труде «Научная организация труда» (1911) постулаты, позже получившие название «тейлоризм». Тейлор считал труд только физической затратой, проводил исследования и измерения напряжения, скорости реакций, делал расчеты законов нагрузки человеческого организма. На основании анализа сделанных замеров Тейлор сделал попытку убрать из процесса всё лишнее, все непродуктивные движения. Также большое внимание исследователь уделял введению оптимальных/целесообразных режимов смены труда и отдыха. Согласно его концепции, которая одно время подвергалась критике и называлась «научной системой выжимания пота», необходимо было оптимально приспособить человека к машине.

Если основоположником административной школы управления считают Ф.У. Тейлора, то основателем – А. Файоля, принявшего, развившего и унифицировавшего теории «тейлоризма». В силу своего большого опыта в сфере управления организацией Файоль исследовал возможные пути повышения эффективности деятельности всей организации. По его мнению, источником эффективности системы управления являются управленческие процедуры, которые применяет администрация, а основной метод достижения эффективности – правильное применение принципов (правил) управления. А. Файоль сформулировал эти принципы, их четырнадцать: специализация, делегирование полномочий и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство действий, подчинение личных интересов интересам организации, централизация и децентрализация, стимулирование, иерархическая зависимость, материальный и социальный порядок, справедливость в отношениях, стабильное рабочее место, инициативность, благоприятная корпоративная среда, основанная на гармоничных внутриорганизационных отношениях.

«Административная школа управления» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Консультации эксперта по предмету
Найти эксперта
Помощь в написании учебной работы
Узнать стоимость

Процесс управления как функция администрирования, сформулированный Файолем в его основном труде Общее и промышленное управление» (1916), направлен на помощь администрации для достижения поставленных перед предприятием целей и задач.

Также А. Файолем выделены две концептуальные основы управления – социальная и материальная, обоснована необходимость создания отрасли науки управления человеческими ресурсами внутри управления организацией.

Администрирование как основа управления, согласно А. Файолю, состоит из шести групп управленческих сфер:

  • технико-технологическая (производственная),
  • коммерческая (обмен, закупка, продажа),
  • финансовая (управление капиталом и его привлечение),
  • охранная (охрана физлиц и собственности),
  • учетная (бухгалтерия),
  • административная (управление).

Другим видным представителем административной школы управления является Макс Вебер. Его профессиональные социологические исследования деятельности организации на основе властных отношений дали возможность разработки модели идеальной организации, названной Вебером бюрократией. Согласно его теории, идеальная организация характеризуется четким разделением труда, ясно определенной иерархией, конкретными правилами и инструкциями, а также безличным управлением при четко определенных должностных обязанностях. Также Вебер признавал, что в практике управления такой «идеальной бюрократии» не существует, что это избирательная модель реального мира. В основу его теории о выполнении работы большими коллективами положена именно данная модель. Также эта теория является основой построения многих крупных современных организаций.

Вебер полагал, что для идеальной бюрократии характерно:

  • разделение труда (т.е. подразделение задач на определенные категории),
  • иерархия власти (иерархичная структура с контролем низшей должности вышестоящими),
  • формальный отбор (прием на работу соответственно квалификации либо опыта работника),
  • формальные правила и процедуры (способствуют обеспечению однородности и регулирования действий)
  • беспристрастность (необходимость выполнения установленных правил всеми сотрудниками)
  • ориентированность на карьеру (создание условий для карьерного роста).

Вебер считал, что базисные концепции бюрократии и научно организованного менеджмента во многом идентичны: в обоих подходах сделан акцент на:

  • рациональность,
  • предсказуемость,
  • беспристрастность,
  • техническая компетентность,
  • авторитаризм.

Несмотря на отсутствие в работах Вебера практического характера, присущего работам Тейлора, «идеальный» тип предприятия/организации, который был им сформирован, на сегодняшний день характерен для многих организаций. Работы Вебера не имели такого практического характера как работы Тейлора, но сформированный им «идеальный тип» предприятия подходит и сегодня для описания деятельности многих организаций.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата написания статьи: 14.04.2020
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot