Функции управления образовательными организациями
Технологии управления образовательной организацией – это методики, которые применяются для реализации функций менеджмента в учреждениях сферы образования.
Менеджмент воплощается в выполнении четырех основных функций:
- планирования,
- организации,
- мотивации,
- контроля.
Планирование традиционно указывается как первая функция менеджмента, потому что с нее начинается управленческий цикл.
Под планированием понимают процесс принятия решения о том, каких целей должна достичь организация, какие действия нужно совершить для их достижения.
В ходе реализации функции планирования руководители образовательных учреждений глубоко и всесторонне анализируют состояние учреждения и его коллектива, а затем формулирует, какие цели и задачи стоят перед организацией. Исходя из списка целей и задач разрабатывается стратегия поведения, составляются программы и планы.
Планирование является непрерывным процессом, необходимый элемент которого – изучение новых методов и путей совершенствования функционирования учреждения. По мере того, как поставленные цели достигаются, должны ставиться новые цели.
Реализация организационной функции связана с построением структуры учреждения, распределением между подразделениями и сотрудниками обязанностей, координацией деятельности. Если говорить о специфике образовательных учреждений, во внимание должны приниматься требования ФГОС:
- для учителей и преподавателей должны разрабатываться методические рекомендации, касающиеся внедрения ФГОС,
- в соответствии с требованиями ФГОС формируются рабочие учебные планы и программы,
- все педагогические работники включаются в процесс разработки содержания образовательных программ по требованиям ФГОС,
- создается автоматизированная информационная система, обеспечивающая методическое сопровождение и внедрение ФГОС.
Для того, чтобы содержание образовательных программ разрабатывалось эффективно, необходима информационная поддержка, в частности, реализуемая в форматах:
- заседаний администрации,
- педагогических и методических советов,
- производственных совещаний,
- оформления стендов и досок объявлений.
Функция мотивации состоит в том, чтобы определить потребности подчиненных, выбрать самые действенные и уместные способы их удовлетворения, позволяющие заинтересовать сотрудника в процессе достижения целей учреждения. В образовательных учреждениях руководители традиционно поддерживают проявления творческого подхода, стремление выполнить поставленные задачи и улучшить свою работу.
Контроль нужен для того, чтобы исключить отклонения от подготовленных инструкций и планов. Выделяют три основных направления контроля в образовательных учреждениях:
- предварительный,
- текущий,
- заключительный.
Проектирование управленческой деятельности в образовательном учреждении
В сфере образования пользуются спросом следующие направления и технологии управления:
- стратегическое управление и инновационный менеджмент в условиях ФГОС,
- управление качеством и внедрение системы менеджмента качества образовательного учреждения,
- разработка программ стратегического развития образовательных учреждений в рамках реализации ФГОС.
Инновационный менеджмент предполагает, что в организации производится эффективное управление инновационными процессами. Для этого требуются научно обоснованные принципы, формы, методы, приемы и средства управления инновациями по фазам жизненного цикла – начиная от создания инновации, в ходе ее освоения и продвижения для получения эффекта. Ключевая роль в инновационном менеджменте отводится выбору стратегии, причем стратегия рассматривается как совокупность процессов принятия решений.
Под стратегическим управлением понимают технологию управления, применяемую в условиях, когда факторы внешней среды нестабильны и неопределенны во времени.
Стратегический менеджмент связан с определением целей и задач организации, установлением системы отношений между учреждением и его внешней средой, позволяющей ей достичь своих целей, соответствующих ее внутреннему потенциалу и отвечающих требованиям восприимчивости к вызовам извне. Стратегическое управление отличается от оперативного менеджмента тем, что не ориентируется на достижение тактических целей в краткосрочном периоде, а предполагает обеспечение долгосрочного позиционирования.
На потенциал педагогического коллектива влияет три основных компонента:
- согласованность ценностей и целей обучения, особенностей воспитания,
- уровень развития профессиональных взаимоотношений: умение решать задачи с высокой скоростью, генерировать нестандартные решения (быть креативным), профессиональный кодекс этики и чести, не позволяющий совершать плохие поступки,
- трансформация педагогического коллектива в объединенных миссией и общим видением единомышленников.
В таком случае проектная деятельность, стратегическое планирование и командный труд приобретают личностную значимость не только для руководителей – директора учебного учреждения и его администрации – но и для остальных лиц, принимающих участие в образовательном процессе.
На формирование педагогической команды сильно влияет личность руководителя. У руководителя должны быть лидерские качества и ряд умений и навыков, в частности:
- координирование команды,
- умение создать в коллективе благоприятный психологический климат,
- готовность помочь советом членам команды,
- навыки разрешения конфликтов,
- способность представлять команду во внешней среде.
Педагогическая команда – это главный инновационный ресурс развития образовательного учреждения; группа педагогов, организованных для совместной работы ради достижения общей цели и разделяющих ответственность за полученные результаты.
Педагогическая команда может формироваться на длительный срок или быть ориентированной на краткосрочную проектную работу (когда под каждый новый проект собирается новая команда в зависимости от его целей).