Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Технологии контроля экономической эффективности предприятия

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Технологии контроля экономической эффективности предприятия

Принципы оценки эффективности деятельности предприятия

Определение 1

Технологии контроля экономической эффективности предприятия – это инструменты, позволяющие сопоставить получаемый в ходе функционирования предприятия экономический эффект с затратами, понесенными для получения этого эффекта.

Оценка экономической эффективности деятельности предприятия базируется на трех ключевых принципах:

  • связь цели деятельности с итоговым результатом. Наличие этой связи является главным принципом при оценке эффективности предприятия. В ходе предпринимательской деятельности осуществляется коммерческая, финансовая и производственная деятельность. У каждой из них есть своя цель, и иногда эти цели исключают друг друга. В качестве иллюстрации можно указать снижение затрат и максимизацию прибыли. В таком случае формулируются задачи, заключающиеся в поиске единонаправленных целей или компромисса. Говорят, что оценка эффективности хозяйственной деятельности производится на основе применения многоцелевой (многофакторной) оптимизации,
  • определение критериев оптимальности. Оптимальность предполагает, что в системе достигаются максимальные или минимальные значения определенных параметров. На основе критериев оценивают, оптимальны ли итоговые результаты. Речь идет о допустимом, а не необходимом применении критериев. Систему критериев применяют в том случае, когда невозможно применить обобщенные или единые оценки. Например, для оценки устойчивости стратегической бизнес-позиции используются такие показатели, как темп роста доли рынка или увеличение конкурентных преимуществ в рыночной среде. Чтобы реализовать поставленные задачи и повысить прибыльность и доходность, необходимо задействовать дополнительный потенциал. Приоритетными считают цели, подразумевающие укрепление рыночных позиций, раскрытие потенциала роста результатов хозяйственной деятельности,
  • связь между жизненным циклом товара и показателями хозяйственной деятельности. Ранние этапы жизненного цикла продукта (разработка и внедрение) не предполагают получение прибыли – ее образование начинается только тогда, когда товар переходит на стадию роста (в завершении этапа внедрения). Прибыль – это мотивирующее звено, заставляющее компанию стремиться к повышению качества продукции, разработке товаров под рыночные потребности, минимизации затрат на проведение исследований и апробацию. Это позволяет сократить продолжительность каждой из стадий.

Критерии оценки эффективности деятельности компании

Показатели, которые отражают совокупную эффективности функционирования компании, определяются путем сопоставления имеющихся в распоряжении фирмы средств и полученных в ходе его работы результатов. К таким показателям относятся:

  • затраты, приходящиеся на единицу реализованной на рынке продукции,
  • общая рентабельность активов предприятия,
  • рентабельность процесса производства,
  • оборачиваемость активов предприятия.

Общая рентабельность активов – это обобщающий показатель, который отражает прибыль компании, приходящуюся на один рубль средств (в которые включаются все возможные виды ресурсов, имеющихся у предприятия, выраженные в денежной форме). Часто слово рентабельность заменяют словосочетанием «окупаемость вложенных средств».

Применяются и другие критерии эффективности:

  1. Временные критерии - это:

    • время, которое затрачивается на принятие и согласование решений,
    • общая длительность бизнес-процессов,
    • время вынужденных простоев.
  2. Стоимостные критерии - это:

    • разные затраты, классифицированные в соответствии с выбранной номенклатурой,
    • общие затраты, приходящиеся на все процессы в совокупности,
    • затраты, обеспечивающие поддержание процессов в работоспособном состоянии.
  3. К критериям качества моделирования бизнес-процессов относят:

    • непротиворечивость и взаимосвязанность модели,
    • соответствие проведенного моделирования принятой методологии,
    • соответствие наставлениям, закрепленным в инструментальном и информационном комплексе.
  4. Критериями эффективности бизнес-процессов являются:

    • уровень автоматизации производимых процессов,
    • объем произведенной продукции, отвечающей предъявляемым требованиям по качеству,
    • степень загрузки оборудования и персонала.
  5. Критериями, позволяющими оценить эффективность менеджмента, являются:

    • процент неисполненных решений,
    • количество времени, требующееся для исполнения принятого решения,
    • периодичность проведения контроля.

Готовые работы на аналогичную тему

Базовые методы оценки эффективности предприятия

Чаще всего при оценке эффективности функционирования предприятия используют традиционный инструментарий:

  1. Горизонтальный анализ. Второе название этого инструмента – трендовый анализ. Его смысл состоит в том, что показатели исследуются в разрезе изменения за временной период. Для этого вычисляют темпы роста или прироста показателя. Чаще всего используют следующие виды трендового анализа:

    • сравнение показателя отчетного периода с показателями предшествующего периода,
    • сравнение значений за несколько прошлых периодов, что позволяет обнаружить тенденции,
    • сравнение показателя периода с прошлогодним аналогичным периодом (например, за месяц или квартал). Это важно для предприятий, деятельность которых характеризуется сезонностью,
  2. Вертикальный анализ. Его второе название – структурный анализ. Заключается в разложении обобщенных показателей на структурные элементы и вычислении их доли. Широкое применение имеет вертикальный анализ активов, вертикальный анализ прибыли, анализ структуры инвестиционного портфеля и т.д.,

  3. Сравнительный анализ. Сводится к поиску соотношения между значениями сходных показателей. Сравниваться могут прогнозные, плановые и фактические значения, или значения показателя, полученные на разных предприятиях. При этом могут вычисляться абсолютные или относительные отклонения, после чего проводится анализ факторов, обусловивших возникновение этих отклонений.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис