Американский менеджмент построен на теории менеджмента классической школы (основатели Ф. Тейлор и Анри Файоль). Американские практики менеджмента Л. Гьюлик и Л. Урвик много сделали для популяризации основных положений классической школы. Впоследствии другие авторы вносили в систему принципов управления дополнения, уточнения и изменения.
Организационно-правовая форма частного предпринимательства, на которую ориентируется современный американский менеджмент, называемая «корпорация» возникла еще в начале XIX в. Такая организационно-правовая форма влечет за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти, от «новой управленческой элиты». Реальная управленческая власть в корпорации перешла к членам правления и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством).
В 60-е гг. XX в. все большее внимание стали привлекать требования сотрудников корпораций улучшить их социально-экономическое положение. Наряду с этим многие теоретики менеджмента пришли к выводу, что большинство крупных организаций не достигает своих целей по причине игнорирования изменений социальной среды. Следствием этого стало появление доктрины «производственной демократии» («демократии на рабочих местах»), пропагандирующей вовлечение в управление корпорацией непрофессионалов.
Авторы идеи «производственной демократии» - социологи Дж. Коул и А. Горц, предлагающие осуществлять управление организациями с помощью производственных советов, находящихся под контролем рабочих. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие смогут постепенно научиться контролировать весь процесс производства.
В те же годы в США стали возникать бригадные методы организации труда и, так называемые, кружки контроля качества. Идея создания кружков контроля качества принадлежит американским ученым У. Демингу и Дж. Джурану. Однако впервые такие кружки стали применяться в Японии. В США кружки качества стали применяться во второй половине 70-х гг.
Американская модель менеджмента базируется на трех исторических предпосылках:
- Наличие рынка.
- Постиндустриальный способ организации производства.
- Корпорация как основная организационно-правовая форма предпринимательства.
Стратегическое управление
Широкое применение в деятельности американских корпораций получило стратегическое управление. Понятие «стратегическое управление» было введено на стыке 60-70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.
Стратегия (от греч. Strategos – «искусство генерала») – это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Можно сказать, что стратегия – это генеральная программа действий, определяющая приоритеты проблем и ресурсов, необходимых для достижения целей корпорации. Согласно стратегии формулируются главные цели и пути их достижения, таким образом, что корпорация получает единую картину по направлению действий. Из этого также следует, что появление новых целей требует разработки новых стратегий.
Что касается содержания стратегического управления, то оно заключается:
- в разработке долгосрочной стратегии для победы над конкурентами;
- в осуществлении управления в реальном временном масштабе.
Разработанная стратегия впоследствии переходит в текущие производственно-хозяйственные планы, с последующей их реализацией на практике.
В основе концепции стратегического управления системный и ситуационный подход к управлению, анализ внешней и внутренней среды. Организация рассматривается как «открытая» гибкая система.
Стратегическое управление требует создания подходящей под цели и задачи организационной структуры предприятия и организационной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры. Каждый стратегический хозяйственный центр объединяет некоторое количество производственных подразделений фирмы, отличающих выпуск однотипной продукции, требующей идентичные ресурсы и технологии и имеющей общих конкурентов на рынке.
Стратегическое планирование, появившееся в условиях пресыщения рынка товарами и замедления роста ряда корпораций, – это важная составная часть плановой работы корпорации. Стратегическое планирование призвано сдерживать стремление руководителей получить максимальную текущую прибыль в ущерб решению долгосрочных задач, а также ориентирует руководителей на возможность предвидения будущих изменений во внешней среде. Стратегическое планирование также позволяет руководящему составу корпорации установить обоснованные приоритеты распределения всегда ограниченных ресурсов. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.
Партисипативное управление
Партисипативное управление можно воспринимать как один из подходов к управлению человеком в организации. Цель партисипативного управления – использование всего человеческого потенциала, креатива организации.
Партисипативное управление предусматривает расширение привлечения работников к управлению в рамках следующих направлений:
- предоставление сотрудникам возможности самостоятельного принятия решений;
- привлечение сотрудников к процессу принятия решения (сбор информации для принятия решений, определение приемов, а также способов выполнения принятого решения и т. д.);
- предоставление сотрудникам права контролировать качество и количество выполняемой ими работы;
- участие работников в модернизации деятельности, как организации в целом, так и ее отдельных подразделений;
- предоставление сотрудникам возможности создавать в организации группы по интересам, привязанностям и др.
Основные формы привлечения сотрудников к управлению:
- участие сотрудников в управлении трудовой деятельностью и качеством продукции на уровне цеха;
- создание совместных комитетов рабочих и управляющих;
- разработка систем участия в прибыли;
- привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.
Однако последняя форма – привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией – на практике встречается крайне редко.
Для снижения сопротивления организационным изменениям, происходящим в корпорациях, для сотрудников специально разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни». С помощью этих программ сотрудники корпорации привлекаются к разработке стратегии развития компании. Важными аспектами являются возможности обсуждения вопросов рационализации производства и решение разнообразных внешних и внутренних проблем корпорации.
В центре внимания американской модели менеджмента находится человек, направляющий свои усилия на увеличение эффективности своей деятельности, влияющей на эффективность работы всего предприятия. Также важно отметить, что американский менеджмент внес вклад в разработку науки управления, менеджмента, как учебной дисциплины.