Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Зарубежный опыт и особенности управления в России

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Зарубежный опыт и особенности управления в России

Американская модель управления

Определение 1

Зарубежный опыт управления – это разные подходы к науке и практике управления.

Основными моделями управления являются:

  • американская,
  • японская,
  • европейская.

В основе американской модели лежит формирование «профессионального менеджера». Американский стиль управления складывался на основе таких особенностей развития общества, как:

  • отсутствие феодальных пережитков,
  • освоение территорий честолюбивыми, энергичными и изобретательными иммигрантами.

К важнейшим чертам американского стиля управления относятся:

  1. Организаторские способности,

  2. Деловитость, которая проявляется в таких человеческих качествах, как настойчивость, целеустремленность, умение довести начатое дело до конца. Именно под действием этой черты в американской модели управления была разработана концепция управления по целям. Другими проявлениями можно считать ясность и краткость слова, единство слова и дела. Американская деловитость тесно связана со стремлением к доходу, выгоде. Это породило три деловых правила:

    • делай то, что окупается, приносит доход;
    • выбирай эффективные средства достижения целей;
    • умей находить и использовать необходимые ресурсы.
  3. Развитость «индустрии совершенствования» управленческих способностей, обеспечение компетентности персонала. Эта черта повлияла на формирование американской системы подготовки и повышения квалификации сотрудников. Можно выделить четыре основных разновидности организаций, входящих в эту систему:

    • школы бизнеса (школы управления), занимающиеся вопросами подготовки и повышения квалификации менеджеров и специалистов по разным направлениям.
    • отделения и факультеты в высших учебных заведениях. Именно в США началось обучение в рамках системы высшего образования специалистов по управлению – менеджеров,
    • профессиональные общества, например, Американская ассоциация менеджмента, Ассоциация развития менеджмента, Американская ассоциация подготовки и совершенствования персонала и другие,
    • консультативные фирмы, которые могут организовывать собственные учебные центры, проводить семинары и лекции для сотрудников компаний-клиентов.

Японская модель управления

Японский менеджмент – в отличие от американского – строится на идеях коллективизма, отсутствии жестких структур управления и минимизации персональной ответственности и индивидуального учета производительности.

В японском управлении можно выделить шесть важнейших признаков:

  • создание обстановки доверительности и гарантия занятости. Для Японии характерна стабильность трудовых ресурсов и низкая текучесть кадров. Стабильность является важным стимулом для работников, она способствует формированию чувства корпоративной общности, гармонизации отношений между руководством и рядовыми сотрудниками,
  • ценности корпорации и гласность. Все работники на всех уровнях управления пользуются общей информационной базой по вопросам политики и деятельности фирмы. Благодаря этому развивается атмосфера общей ответственности и участия, что способствует повышению производительности,
  • управление основано на информации. Особое значение придается сбору сведений и их систематическому использованию в целях повышения экономической эффективности, качества продукции,
  • управление ориентировано на качество. Огромное внимание уделяется контролю качества. Широко используются кружки качества,
  • руководители постоянно присутствуют на производстве. Это позволяет быстро справляться с затруднениями, оперативно содействовать решению возникающих проблем,
  • поддержание порядка и чистоты. Это влияет на качество продукции и производительность.

Готовые работы на аналогичную тему

Европейская модель управления

Европейская модель управления более лояльна к работникам, чем японская и американская. Ключевые положения европейской модели:

  • заинтересованность в деле, добровольное жертвование временем, силами, нацеленность на успех;
  • доверительные отношения с подчиненными и внутри коллектива;
  • продуманная система поиска, подбора и отбора персонала,
  • грамотно выбранный стиль коммуникации;
  • самостоятельность предприятия в финансовых и производственных вопросах;
  • высокая квалификация сотрудников, знание нюансов профессии;
  • четкое определение сферы ответственности для каждого работника;
  • четкость экономических отношений;
  • жесткость административной системы.

Особенности российской модели управления

У российской деловой культуры и этикета есть отличия от принятых в других странах. Современный российский менеджмент сложился за небольшой период времени, поэтому он не имеет большого опыта корпоративной и управленческой культуры. Среди особенностей можно отметить (по сравнению с советским периодом):

  • повышение роли личности,
  • развитие индивидуализма и учета индивидуального вложения в общую деятельность.

В то же время многие руководители отличаются жестким авторитаризмом, единоличием в принятии решений (сильной централизацией власти) и преобладанием административных методов управления. Именно административные методы обеспечивают авторитет власти, дают мощный толчок для решения задач и достижения целей.

Молодое поколение управленцев имеет специальное образование, чаще всего – основанное на западном опыте и принципах ведения бизнеса. В то же время старшее поколение (особенно в провинции) сохраняет специфичный менталитет.

Для россиян предпочтительная строгая иерархия управления, готовность работать в команде. Общение между руководителями и подчиненными носит сильно формализованный характер. В то же время важную роль играют личные отношения, родственные связи. Многие решения (в том числе на высшем уровне) принимаются «за закрытыми дверьми». Процесс переговоров строится по модели «выиграл-проиграл», а не поиска компромиссов. Наблюдается преобладание тактических, а не стратегических целей.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис