В процессе своего функционирования организация должна принимать множество решений:
- какую номенклатуру товаров следует производить и продавать;
- на какие рынки с этим товаром надо выходить и как укрепить свою позицию на рынке;
- как определить оптимальную производственную технологию;
- какие приобретать материалы и как использовать их;
- как распределить имеющиеся финансовые ресурсы;
- каких показателей деятельности предприятие должно достигнуть в части характеристик производимого товара, качества его, эффективности производства.
Деятельность, которая направлена на решение перечисленных вопросов – это и есть общая деловая политика предприятия.
Формирование деловой политики организации
Ключевыми целями предприятия могут выступать:
- удержать или завоевать определенную долю какого-либо рынка производимого товара;
- добиться высокого качества товара;
- занять лидирующее положение в отрасли или в области технологии;
- добиться максимально эффективного использования сырьевых, людских и финансовых ресурсов;
- повысить прибыльность своей деятельности;
- добиться максимального уровня занятости.
В результате решения таких вопросов деловая политика предприятия превращается в определенный план действий по осуществлению ее, включающий ряд этапов:
- установление четких показателей, которых собирается достичь фирма после реализации основной цели своей деятельности;
- определение главных стратегических действий, которые фирма должна осуществлять для достижения заданной цели. Во внимание при этом принимаются факторы:
- каким образом на фирму в процессе ее деятельности будут воздействовать окружающие факторы;
- какие слабые стороны фирмы и внутренние возможности его, как можно преодолеть первые, и потенциально использованы вторые;
Задачами предприятия могут быть:
- получение дохода собственником предприятия;
- обеспечение клиентов продукцией предприятия в соответствии с заключенными договорами и спросом;
- обеспечение сотрудников предприятия заработной платой, адекватными условиями труда и возможностью карьерного роста;
- создание рабочих мест для населения, проживающего в окрестностях предприятия;
- охрана окружающей среды;
- недопущение в работе предприятия сбоев (срывов поставки, выпуска брака, сокращения объемов выпуска и рентабельности).
Отметим, что во всех случаях ключевой задачей предприятия является получение дохода за счет реализации потребителям производимой продукции. А через получение дохода происходит удовлетворение социальных и экономических запросов трудового коллектива и собственников средств производства.
Миссия и стратегия организации
Миссия - это общая цель, вызывающая у членов организации совместные стремления к чему-либо. Формулирование миссии является ответом на вопрос: почему фирма делает то, что она делает. На основании миссии определяются долгосрочная цель предприятия или качественный результат, которые предприятие предполагает достичь за пределами планового периода, или к которому собирается приблизиться.
Стратегия представляет собой средство или способ достижения цели на долгосрочную перспективу. Стратегия обычно дает ответ на вопрос: какой альтернативный вариант предпочтительнее использовать: имеющиеся ресурсы в организации или возможности для достижения поставленной цели.
Задачами предприятия является достижение результатов, которые в пределах планового периода предполагается получить. Они могут определяться интересами собственников, размером капитала, ситуацией внутри предприятия или внешней средой. Отметим, что за владельцем независимо от его статуса остается право постановки задачи перед персоналом предприятия.
Формирование цели фирмы
Как и стратегия, деловая политика относится к категории средств. Деловая политика организации может отвечать на вопрос о том, каким образом задачи должны выполняться.
К процессу формулирования цели для организации предъявляется ряд определенных требований:
- цель должна быть достижима и реальна;
- цель должна быть понятна и недвусмысленно сформулирована;
- цель должна быть максимально описана в терминах и подразумевать под собой требуемое количественное оформление;
- цель должна иметь конкретные сроки исполнения;
- цели должны эффективно мотивировать действия исполнителей в правильном направлении;
- цель должна быть формализована и формулируема;
- индивидуальные и групповые цели предприятия и фирмы должны быть совместимыми;
- цель направлена на определенный эффект и должна быть пригодна для проверки и корректировки.
В условиях сложности современной организации может существовать большое разнообразие целей. При этом свою специфику имеют подходы к формированию целей коммерческих и некоммерческих организаций.
Усилия организаций, занимающихся бизнесом, сосредоточены, прежде всего, на создании определенных товаров или услуг, которые удовлетворяют специфические общественные потребности в рамках ограничений по затратам и получаемой прибыли. Данные результаты находят отражение, главным образом, в формулировании конкретных показателей удовлетворения спроса рынка: номенклатура товаров и услуг, объем реализации, доля целевого рынка, а также в таких целях как уровень желаемой рентабельности, прибыльности и производительности при осуществлении деятельности.
Некоммерческие организации, среди которых государственные институты, государственные учреждения, некоммерческие медицинские учреждения и другие, формулируют свои цели в рамках предоставления определенных услуг в рамках бюджетных или иных финансовых ограничений.
Разнообразие целей коммерческих организаций может отражать, во-первых, их многопрофильность бизнеса и, во-вторых, технологическую сложность производственной и сбытовой деятельности, связанной с разными функциональными сферами их деятельности в рамках конкретного бизнеса для достижения общей цели организации. Некоммерческие организации имеют также разнообразные цели, но ключевое внимание они все же уделяют социальной ответственности за результаты своей деятельности.
Цели подразделений в разных организациях, осуществляющих свою деятельность в определенной функциональной области, будут иметь большее сходство, нежели чем цели подразделений внутри одной организации. При этом цели подразделений должны быть сформулированы таким образом, чтобы обеспечить конкретный вклад в общую цель организации (в том числе цели, связанные с экономическими ограничениями), и не должны между собой вступать в противоречие.
Таким образом, для достижения основной цели коммерческие организации должны:
- выпускать конкурентоспособную продукцию, обновлять ее систематически в соответствии с имеющимся спросом и производственными возможностями;
- эффективно использовать производственные ресурсы, снижать себестоимость при росте качества продукции;
- разрабатывать тактику и стратегию поведения организации и их корректировать в соответствии с меняющимися рыночными условиями;
- обеспечивать условия для роста профессионализма и заработной платы персонала, создавать в трудовом коллективе оптимальный социально-психологический климат;
- проводить на рынке гибкую ценовую политику и осуществлять иные функции.