Понятие стратегии
Термин «стратегия» пришел в экономику из военного дела. На поле боя без плана действий победить невозможно. С обострением конкурентной борьбы оперативного управления становится недостаточно для успешного функционирования организации. Поэтому и возникла необходимость долгосрочного планирования действий для достижения поставленных перед организацией целей.
Существует несколько определений понятия «стратегия организации», одно из самых старых звучит так:
Стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и установка схемы действий, распределение ресурсов, которые нужны для достижения целей.
И.Ансофф, специалист в области стратегического планирования, определяет стратегию как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности».
В целом стратегия – это такая модель действий, которая служит для достижения целей организации. Она содержит в себе определенные схемы принятия решений в зависимости от изменений среды, которые помогают уточнить и скорректировать основные направления деятельности.
Разные подходы к стратегии
В литературе по стратегическому менеджменту есть два разных мнения по поводу стратегии:
- Стратегия – это четкий и строгий план по достижению цели, а разработка стратегии – это формулирование цели и составление плана действий (бюджета, учет ресурсов и т.д.). Этот взгляд на стратегию означает, что конкурентная среда понимается как стабильное, предсказуемое поле действий, где происходящие процессы подконтрольны всем участникам рынка. Такой подход характерен для стабильных сфер бизнеса (легкая промышленность, продукты питания и пр.).
- Стратегия - это курс развития организации, определенный на долгий срок и затрагивающий все виды ее деятельности, формы продукции, человеческие ресурсы и положение организации на рынке. Это направление деятельности, которое оперативно корректируется без изменения основного курса, и которое должно помочь реализовать стоящие перед организацией цели. Такой подход характерен для изменяющихся рынков (инновации, финансы и пр.). Выбор направления осуществляется при помощи различных аналитических методов (чаще всего это SWOT-анализ и матрица БКГ). В подобную стратегию включается миссия, основные цели предприятия и оперативные (т.е., текущие) цели.
Стратегия всегда разрабатывается на несколько лет вперед. Она корректируется в зависимости от исполняемых проектов и нужд производства, но всегда реализуется в процессе исполнения оперативных целей и никогда не изменяет основную миссию организации. Постоянно корректировать стратегию очень трудно, поэтому она всегда представляет собой общие формулировки с широкомасштабным планированием. Это – общее направление развития.
Если же во внутренней или внешней среде организации появляются факторы, которые противоречат развитию и реализации данной стратегии, это означает две потенциальных возможности:
- новые перспективы развития, которые необходимо включить в стратегию;
- стратегия устарела и ее невозможно реализовать, а значит, нужно разработать новую.
Позиция стратегии относительно миссии организации
Положение стратегии относительно миссии позволяет лучше понять ее функции и роль в функционировании организации. Наглядно это можно представить в виде таблицы.
миссии организации">
Стратегия обращает внимание на то, что более важно и менее важно в наборе действий организации, таким образом происходит расстановка приоритетов. Так же благодаря ей можно увидеть, каких действий организации не хватает, чтобы реализовать свои цели.
Признаки эффективности стратегии:
- Интуитивное понимание верности принятого курса. Ни один анализ и статистика не способны точно спрогнозировать поведение конкурентов на рынке и общую рыночную ситуацию. Поэтому менеджер должен опираться и на свой опыт, и на свою интуицию при разработке стратегии.
- Ориентирование на текущую ситуацию. Несмотря на сложности в разработке стратегии, она должна быть основана на нынешнем положении дел и меняться вместе с ним, чтобы прогнозировать будущее развитие организации.
- Уникальность. Чтобы занять прочное положение на рынке, нужно разработать стратегию, которой нет у конкурентов. Каждый набор действий и мер должен выгодно позиционировать организацию на рынке.
- Рассмотрение будущего как стратегического параметра. Будущее непредсказуемо и неопределенно, и этот фактор тоже должен быть заложен в текущую стратегию поведения организации. Каждое изменение внешней среды – не только потенциальная угроза, но и потенциальная возможность.
- Гибкость. Стратегию нужно исправлять, если условия внешней или внутренней сред сильно меняются. Иначе стратегия становится неэффективной. Отсюда вытекает следующий признак.
- Адекватность. Стратегия должна не просто меняться вместе с условиями на рынке, но и соответствовать им. Это параметр тесно связан с гибкостью.
Эти характеристики не исключают, а дополняют друг друга. Реализация успешных бизнес-стратегий на рынке предполагает сочетание всех вышеперечисленных признаков.