Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Виды антикризисных стратегий в организации

Все предметы / Менеджмент / Виды антикризисных стратегий в организации
Содержание статьи

Понятие антикризисной стратегии

Определение 1

Виды антикризисных стратегий в организации – это варианты поведения организации в условиях экономического спада.

Прежде чем рассматривать виды антикризисных стратегий, необходимо определить сущность этого понятия. Стратегии в антикризисном управлении выступают своеобразной гарантией, что организация будет стабильно развиваться. Конечно, ни одна стратегия не может полностью исключить возникновение кризисной ситуации, но она дает возможность снизить вероятность их возникновения, а при реализации этого риска – способствует ускорению и снижению болезненности их преодоления. Кроме того, стратегия сокращает сроки принятия решений о том, какие методы применять для выхода из кризиса.

Определение 2

Антикризисная стратегия — это стратегия, оптимизирующая поведение организации в условиях спада, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности организации и угрозы банкротства.

Кризисной при этом можно считать любую ситуацию, когда предприятие не среагировало на изменения, не подготовилось к ним заранее. Для того, чтобы избежать таких проблем, нужно вовремя выявить причины экономического кризиса в масштабах предприятия и предпринять меры еще до того, как внутренние сбои начнут проявляться в виде финансовых сложностей.

Причины попадания предприятия в кризис могут относиться к одной из двух групп:

  • внутренние, возникшие как следствие деятельности компании,
  • внешние, не зависящие от предприятия и поддающиеся его влиянию в незначительной степени (или вовсе не поддающиеся).

Внутренние факторы, как правило, усиливают воздействие внешних.

Стратегия антикризисного управления позволяет ответить на такие вопросы:

Готовые работы на аналогичную тему

  • каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо);
  • с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достигнуть намеченных целей.

В целом на выбор антикризисной стратегии влияет характер происходящих (или прогнозируемых) изменений (их скорость, масштаб, устойчивость). Также важно положение предприятия в отрасли, особенности самой отрасли, сильные и слабые стороны фирмы. Монополист будет действовать иначе, нежели маленькая компания на рынке, приближенном к совершенной конкуренции.

Антикризисная стратегия сокращения расходов

Стратегия сокращения расходов может быть одного из пяти базовых видов:

  • Внедрение организационных изменений. В качестве примера можно привести введение материального стимулирования сотрудников для достижения организационных целей,
  • Реализация финансовых стратегий. Этот вариант связан системой финансового контроля и управлением движением денежных средств. Например, может быть введена более эффективная система прогнозирования денежных потоков, изменена структура долговых обязательств путем изменения сроков платежей,
  • Снижение затрат. Это наиболее очевидный способ повышения рентабельности продаж, увеличения притока денежных средств. Сокращение издержек – весьма действенный инструмент стабилизации финансового состояния организации в условиях кризиса,
  • Уменьшение активов. За счет рационализации активов производство уменьшается и осуществляется с привлечением меньшего объема ресурсов,
  • Создание прибыли. К этим стратегиям относят структурные преобразования в функционировании предприятий, формирование новых конкурентных преимуществ. Эти стратегии характеризуются длительным временем реализации до получения ощутимого эффекта. В короткие сроки создать дополнительный доход можно путем улучшений системы контроля, улучшений в управлении запасами, ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.

Стратегии сокращения расходов базируются на допущении о выживании предприятия. Чтобы правильно оценить расходы, нужно проанализировать финансовые данные за предшествующие периоды – они представляют собой наилучшую отправную точку в прогнозировании будущих расходов.

Антикризисные стратегии поворота

Стратегии поворота эффективны в преодолении кризиса. Они основаны на изменениях в сбыте или переориентации имеющихся в продуктовом портфеле товаров в сочетании с добавлением новых.

Основные виды стратегий поворота:

  • изменение механизмов ценообразования,
  • перенацеливание на конкретные продукты и конкретных покупателей,
  • разработка новых товаров,
  • рационализация ассортимента,
  • концентрация на рекламе и продажах.

Выбор конкретного варианта стратегии поворота зависит от сложившейся ситуации. Так, изменение ценообразования может быть произведено достаточно быстро и оперативно привести к росту доходов. Для эффективного осуществления этих мероприятий требуется информация об эластичности спроса в разрезе товаров (услуг). Возможность повышения цен определяется существующим масштабом индивидуализации и перспективами ее углубления. Обычно повышение цен поддерживается рекламными кампаниями, трансформациями самого товара или его упаковки – иногда вплоть до проведения ребрендинга.

Переориентация сводится к концентрации усилий на определенных продуктах и определенных группах покупателей. Во внимание должны приниматься следующие аспекты:

  • чем обусловлен выбор людьми товара (услуги)?
  • имеет ли товар перспективы сегментации, индивидуализации? Обладает ли он конкурентными преимуществами?
  • каков потенциал роста доходов и валовой прибыли?
  • каков масштаб и тип конкуренции в рассматриваемой нише?

Совершенствование товара дает организации возможность уделить внимание конкретным рыночным сегментам, не обладающим достаточной устойчивостью.

Рационализация ассортимента товаров (сокращение) может быть полезна для сосредоточения усилий организации на более устойчивых сегментах рынка.

Сосредоточение на продажах и рекламе предполагает увеличение расходов на рекламу, активизацию продаж, чтобы вызвать рост дохода.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис