Предпосылки горизонтальной интеграции
Стратегия горизонтальной интеграции – это вариант роста компании, предполагающий присоединение конкурирующих фирм или установление над ними контроля.
Мировая экономика подвергается активной трансформации за счет изменения структуры и реиндустриализации. Архаические формы организации бизнеса, построенные на отношениях подчинения и господства, утрачивают актуальность. Они мешают человеческому капиталу развиваться, тормозят инвестиционную активность и переход на новую модель экономического развития, обеспечивающую повышение эффективности и производительности.
Основными предпосылками изменения экономической модели и популяризации горизонтальной интеграции стали:
- Превращение «демографической бомбы» в «демографические дивиденды». Прогноз Мальтуса о том, что из-за роста численности человечества неминуемо начнется тотальный голод (этой позиции до сих пор придерживаются в лондонском клубе политэкономов и обществе статистики), не оправдывается. В то время, как производство материальных благ возрастает (в годы первой индустриализации – колоссальными темпами), прирост населения идет не столь высокими темпами за счет того, что дети больше не рассматриваются как бесплатная рабочая сила в сельском хозяйстве, женщины больше времени уделяют карьере и т.д. Высокая численность трудоспособного населения позволила странам Азии и латинской Америки осуществить экономический прорыв, демонстрируя высочайшие темпы роста.
- Изменение социальной структуры общества. В развивающихся странах произошел рост численности среднего класса, что привело к росту спроса на различные блага – жилье, технику, продукты питания высокого качества. В то же время в развитых странах численность населения сокращается, при этом возрастает доля лиц старшего возраста. Из-за этого возрастает нагрузка на бюджет (социальные выплаты превышают собираемые налоги), увеличивается недоиспользование рабочей силы (проявляется как в безработице, так и в вынужденной работе на неполный день или неполную неделю). Увеличивается социальное неравенство, для снижения которого требуется формировать глобальные цепи создания стоимости. Оптимальный путь разрешения сложившейся тяжелой ситуации – развивать и эффективно использовать человеческий капитал с помощью развития элементов социальной инфраструктуры, новой индустриализации, изменения баланса в системе власть-собственность. При быстрых технологических изменениях, экономической интеграции и глобализации человеческий капитал превращается в главное конкурентное преимущество.
- Формирование нового технологического уклада и реиндустриализация. Смысл первичной индустриализации состоял в переходе от крестьянского, ремесленного и мануфактурного производства к машинному. Главные роли достаются капиталистам и наемным рабочим. В рамках новой индустриализации происходит переход на малолюдное робототехническое производство, основанное на цифровых технологиях производства и проектирования, новых композиционных материалах, нанотехнологических трансформациях генно-клеточной и молекулярной структуры предметов труда. Увеличивается доля портфельных работников, которые обрабатывают «портфель» заказов, и индивидуальных предпринимателей, имеющих небольшой штат или даже работающих в одиночку.
- Смещение фокуса с торговли готовой продукцией на международное кооперирование в их разработке и производстве.
Особенности горизонтальной интеграции
В XX веке преобладающей формой интеграции была вертикальная. Она позволяла за счет слияний и поглощений сформировать на определенном рыночном сегменте монополию, установить барьеры выхода для новых конкурентов. Нобелевским лауреатом О. Уильямсоном был поставлен вопрос о том, как связана вертикальная интеграция (когда корпорации удается консолидировать все фазы производственного цикла начиная с добычи сырья и заканчивая окончательной сборкой и реализацией) и неудачи рынка.
Горизонтальная интеграция работает иначе. У нее есть ряд преимуществ и недостатков. К ключевым преимуществам горизонтальной интеграции относятся:
- глобальная конкуренция между поставщиками, выбираемыми по конкурсу,
- возможность выбрать поставщиков, предлагающих высокое качество продукции и меньшие издержки,
- уменьшение потребности в капитальных вложениях при принятии решения о смене технологий и ассортимента продукции,
- сокращение издержек управления за счет уменьшения административного аппарата,
- формирование глобальных цепей поставок с развитием современных логистических методов и гибкой контрактной системой,
- широкое участие работников в разработке и внедрении управленческих решений,
- гибкость структурных изменений и быстрая адаптация к изменению условий хозяйствования.
Необходимо также учитывать недостатки горизонтальной интеграции:
- риски, что из-за низкого качества поставки будут сорваны сроки,
- увеличение коммуникационных и транспортных расходов,
- риск, что интересы участников в цепях поставок не будут совпадать, особенно если рентабельность их бизнеса существенно различается.
Мировой экономический ландшафт меняется за счет формирования глобальных сетей создания стоимости, в которые входит маркетинг, дизайн, производство и сборка, а также послепродажное обслуживание. Благодаря этим неиерархическим и нерыночным структурам возникают предпосылки становления гражданского общества, в котором социальные группы, ассоциации и объединения обладают контролем над чиновниками и государственными органами. Маркетинг фундаментально меняется под действием:
- революции в мобильных технологиях и социальных сетях,
- изменения потребительского поведения,
- новых методов управления фазами жизненного цикла продукции.
За счет этого распространяются горизонтальные слияния и поглощения, сохраняющие самостоятельность объединяющихся структур. Основу присоединения составляют нематериальные активы.