Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Интеграционное развитие фирмы

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Интеграционное развитие фирмы
Интеграционное развитие фирмы

Сущность и основы интеграционного роста фирмы

Под интеграцией в общем смысле принято понимать некое объединение в процессе развития составных элементов и частей в единое целое. Непосредственно в бизнес-среде она основана на объединении усилий нескольких бизнес-единиц в целях получения синергетического эффекта от их деятельности.

Замечание 1

Интеграционное развитие фирмы предполагает расширение бизнеса посредством добавление новых структур. При этом изменяется внутриотраслевое положение организации, а также допускается как расширение бизнеса изнутри, так и приобретение новых организационных структур в собственность.

В маркетинге под интеграционным ростом понимается объединение компании в другими смежными фирмами внутри одной отрасли либо с другими элементами маркетинговой среды. В рамках данного контекста под интеграционным развитием фирмы понимается непосредственного стратегия внешнего роста бизнес-организации.

Готовые работы на аналогичную тему

Интеграционный рост обеспечивается посредством разработки и реализации соответствующего типа стратегий, основанных на структурном расширении организации. Их использование дает возможность фирмам развиваться в рамках одной индустриальной цепочки, ресурсная база фирмы расширяется, а уровень надежности и стабильности бизнеса – повышается.

Интеграционное развитие целесообразно в том случае, когда у бизнес-организаций есть возможности для повышения собственной рентабельности посредством усиления контроля за наиболее важными стратегическими звеньями в сбытовой и производственной цепочках. Чаще всего подобного рода стратегии находят свое применение в сильном бизнесе у тех фирм, которые не могут реализовать стратегии концентрированного роста. Их использование дает возможность бизнесу заполучить дополнительные конкурентные преимущества благодаря внутриотраслевому перемещению по горизонтали, вперед и назад.

Стратегии интегрированного роста условно делятся на два типа. В общем виде они представлены на рисунке 1.

Виды стратегий интеграционного развития организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды стратегий интеграционного развития организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рассмотрим каждую из стратегий более подробно.

Вертикальное интеграционное развитие

Стратегия вертикального интеграционного развития нацелена на расширение деятельности организации за счет присоединения к ней компаний или сбытовых организаций. В первом случае речь идет о поставщиках материалов, сырья и полуфабрикатов, во втором случае имеется в виду сбытовые посредники. В соответствии с этим выделяют два вида стратегий вертикальной интеграции:

  • стратегия обратного интеграционного развития;
  • стратегия прямого интеграционного развития.

Иначе их также называют вперед и назад идущей интеграцией.

Так или иначе, стратегии интеграционного роста своей основной целью преследуют усиление конкурентоспособности компании за счет установлению ею контроля над составными звеньями производственных и сбытовых сетей, имеющими стратегически важное значение. Результатом ее реализации выступает комбинация в рамках одной корпоративной структуры двух и более вертикально связанных друг с другом видов деятельности.

Помимо прочего вертикальное интеграционное развитие делится на регрессивное и прогрессивное. В первом случае основной целью вертикальной интеграции вступает получение контроля над поставщиками. Таким образом, это назад идущая интеграция. Во втором случае в собственность или под контроль ставятся те структуры, которые занимают срединное положение между организацией и конечными потребителями (это вперед идущая интеграция).

Основными преимуществами регрессивного интеграционного развития считаются:

  • снижение зависимости перерабатывающих структур от требований, предъявляемых со стороны поставщиков и ценовых колебаний на сырье;
  • возможное снижение расходов на организацию хранения запасов;
  • уменьшение продолжительности производственного цикла;
  • снижение общей величины затрат в виду экономии на издержках, вызванных заключением сделок с внешними поставщиками и пр.

Кроме того, в случае использование стратегии регрессивной вертикальной интеграции появляется возможность использования конкурентного давления по отношению к интегрированным предприятиям отрасли, так как для них доступа к источникам сырья будет несколько усложнен.

Замечание 2

Прогрессивная вертикальная интеграция облегчает процессы сбыта и реализации продукции и ускоряет процесс товародвижения продукции от производителя к потребителю.

Горизонтальное интеграционное развитие

В основе горизонтального интеграционного развития лежит интеграция отраслевого типа, предполагающая необходимость интеграции (объединения) с конкурирующими фирмами. Иначе ее называют отраслевой интеграцией. Сами подобные объединения могут принимать различные формы, будь то слияние, поглощение или сговор.

Слияние предполагает добровольное объединение двух или более компаний, по итогам которого формируется новая объединенная экономическая единица. Поглощения предполагают заключение сделок, совершаемых в целях установления контроля над тем или иным хозяйствующим субъектам (они не всегда являются дружественными, но также бывают враждебными). За поглощаемой фирмой юридическая самостоятельность не сохраняется. Под сговором понимается некая не оглашаемая договоренность между несколькими участниками, предшествующая совершению каких-либо операций, в которых они задействованы.

Замечание 3

Основной целью горизонтального интеграционного развития организации считается усиление рыночных позиций бизнеса за счет слияния фирмы с однопрофильными компаниями, в результате чего у них возникают определенные стратегические преимущества.

Основными преимуществами реализации стратегии горизонтального интеграционного роста выступают: увеличение доли рынка, сопровождающееся снижением издержек благодаря экономии на масштабах производства. В этом случае компания получает возможность усиливать свой контроль над рыночными условиями. Кроме того, важным преимуществом интеграционного развития вертикального типа считается возможность достижения синергетического эффекта, который находит свое отражение в том, что вместе ранее конкурировавшие структуры добиваются гораздо больших результатов, нежели они смогли бы получить, работая по отдельности.