Понятие стратегического планирования управления компанией
Стратегическое планирование управления компанией – это функция управления, заключающаяся в выборе целей организации и определении путей их достижения путем выработки стратегических планов, что составляет основу для управленческих решений и функций мотивации, организации и контроля.
Стратегическое планирование, актуальность которого неуклонно возрастает, направлено на определение, что делать организации в настоящем, чтобы в будущем получить желаемые результаты с учетом изменений окружения и самой организации. Можно сказать, что планирование – это взгляд из будущего на настоящее.
Стратегическое планирование является набором функций менеджмента, включающим в себя адаптацию к внешней среде, распределение ресурсов, осознание стратегии организации и внутреннюю координацию.
Ключевые моменты, характерные для стратегического планирования:
- разработкой стратегии занимается высшее руководство. Для некоммерческих или государственных компаний в этой роли выступает совет директоров, наблюдательный совет или другой орган, наделенный соответствующими полномочиями,
- базой для стратегического плана выступают фактические данные и исследования,
- стратегический план должен обладать гибкостью, способностью изменяться,
- планирование должно быть направлено на достижение компанией успеха,
- планируемые затраты на мероприятия не должны превышать выгоды от их проведения,
- если в долгосрочном планировании используются качественные показатели, они должны дополняться количественными показателями эффективности, которые бы позволили четко оценить меру достижения поставленной цели.
Ресурсы (материальные, кадровые, информационные и иные), выделяемые на стратегическое развитие организации, должны соответствовать масштабу поставленных целей. Для того, чтобы соизмерить финансовые ресурсы, строят финансовую модель (прогноз движения денежных средств).
Ключевые программы, мероприятия и проекты, направленные на достижение стратегических целей, закрепляются в стратегии. Если после того, как стратегия выработана и утверждена, возникает вопрос о необходимости разработать план реализации стратегии, это указывает на некачественную подготовку стратегии.
Отличия стратегического планирования от долгосрочного в управлении компанией
Термины «долгосрочное» и «стратегическое» планирование в некоторых учебниках употребляются как синонимы (в противоположность среднесрочному и краткосрочному планированию, или тактическому и оперативному планированию). Однако такое отождествление некорректно. Хотя у долгосрочного и стратегического планирования есть общие черты (в частности, срок построения плана), они обладают и рядом отличий:
- долгосрочное планирование базируется на экстраполяции, а стратегическое – на предвидении изменений, то есть имеет место разная трактовка будущего: в долгосрочном планировании оно предсказывается по сложившимся тенденциям, а в стратегическом анализируются перспективы компании,
- в долгосрочном планировании вектор направляется из прошлого в будущее, а в стратегическом планировании происходит анализ и принятие управленческих решений из будущего в настоящее. Именно это вызывает трудности при практическом построении стратегического плана: большинство менеджеров умеет строить план «от базы», но не умеет планировать исходя из представлений о будущем состоянии,
- в отличие от долгосрочного планирования, стратегическое планирование не исходит из предположений о том, что в будущем все сложится лучше, чем в прошлом. Стратегическое планирование полагает, что будущее нельзя изучить путем экстраполяции.
Кроме того, важно не смешивать понятия «стратегия» и «стратегический план»:
- когда производится разработка стратегии, в первую очередь определяют долгосрочную систему непротиворечивых целей. Когда осуществляется планирование, сначала определяют мероприятия, программы и проекты, позволяющие достичь цели, уже сформулированные к этому моменту лицами, принимающими решения,
- в ходе разработки стратегии цель формируется по состоянию компании и сценарию развития внешнего окружения. При планировании цель уже задана, задача процесса планирования состоит в том, чтобы распределить ресурсы по проектам, программам и направлениям работ для обеспечения ее достижения.
Типичные ошибки стратегического планирования в управлении компанией
Распространенными ошибками стратегического планирования в управлении компанией являются:
- желание высшего менеджмента устраниться от процессов стратегического планирования, возложив эти функции на конкретное подразделение или должностное лицо. Стратегия – прерогатива первого лица компании,
- полный отказ от стратегического планирования из-за негативного опыта в прошлом (если ранее система потерпела поражение, не привела к результатам, которых ждало высшее руководство),
- ожидание слишком больших временных и финансовых затрат на стратегическое планирование,
- уверенность, что для получения грандиозных результатов будет достаточно небольших усилий,
- допущение о достаточности точного копирования опыта стратегического планирования в успешных компаниях,
- желание внедрить систему стратегического планирования, не проводя переоценку действующих систем принятия решения, контроля, управленческих технологий,
- отсутствие человека или группы людей, выступающих «двигателем» стратегического планирования,
- нехватка знаний и навыков по руководству изменениями, а также видение перспектив развития,
- отсутствие у руководителей личностных качеств, позволяющих довести проект до логического завершения,
- непринятие в расчет того, что планирование является политической, социальной и организационной реформацией компании, но при этом представляет собой жесткий структурированный процесс,
- обособление (вплоть до противопоставления) стратегического планирования от операционной деятельности.