Общая характеристика современных мировых концепций менеджмента
Современные мировые концепции менеджмента – это новейшие разработки в области науки управления, оформленные в виде целостных теорий.
Для менеджмента на современном этапе развития актуальные следующие глобальные проблемы:
- универсальные, затрагивающие стандартизацию на уровне мирового хозяйства. К ним относятся борьба с бедностью и отсталостью, экономические проблемы (включая сырьевые и энергетические) и демографические проблемы (включая нравственные, национальные, здравоохранительные и культурные),
- связанные с переходом к информационному и постиндустриальному миропорядку. К ним относятся повышение эффективности управления за счет развития информационных технологий и повышения производительности труда, усиление наукоемкости производства, увеличение доли рабочего времени, затрачиваемого на саморазвитие, популяризация сетевых структур, трансформация структуры занятости,
- интеллектуализация различных видов деятельности (в первую очередь управления),
- интеграция знаний междисциплинарного характера с отказом от узкоспециализированных направлений в пользу общечеловеческих ценностей и ключевых компетенций,
- усиление общности характерных для разных стран и корпораций бизнес-процессов с развитием конвергенции и увеличением дивергенции с одновременным углублением различий и предпочтений с учетом национальных особенностей.
Под влиянием общих тенденций сетезации и глобализации меняется содержательная часть управления процессами бизнеса, поскольку усиливается инновационно-интеллектуальный компонент бизнеса и менеджмента. Это происходит на фоне роста всеобщей антибюрократизации и нестабильности, а также усиления значения факторов национальной культуры.
Интеграция различных концепций менеджмента
Важнейшее значение на современной стадии развития теории управления имеют проблемы взаимодействия между организацией и внешней средой. Это требует учитывать изменения во внешней среде и функционировании отдельных фирм, а также адаптации и ориентации компании в сложившейся ситуации. В результате поиска решения перечисленных проблем сложился ряд современных концепций менеджмента, целью которых выступает обеспечение эффективно работы организацией.
Управленческая наука возникла на базе методов и концепций, созданных для других научных дисциплин. Закономерным и естественным представляется заимствование многих принципиальных положений в методологический фундамент современного менеджмента. В то же время практика и теория менеджмента создала и собственную совокупность взглядов относительно принципов построения, форм и способов научного познания.
На теорию управления оказали влияние фундаментальные работы по:
- теории хаоса,
- теории систем,
- теории сложности.
В XIX веке наука разбивала мир на элементы, делила целое на части, чтобы лучше контролировать происходящие процессы. Позже сложилось альтернативное рассмотрение организации как живого организма. Оно требовало целостного холистического подхода, отражающего ключевые положения теории хаоса и теории систем, которые состоят в необходимости анализировать поведение системы в совокупности. Живые системы являются интеграцией, и их поведение определяется целым. Этот принцип справедлив и для организаций. Понимание важнейших проблем управления требует рассматривать всю систему, порождающую эти проблемы, целиком.
Итак, благодаря теории систем управленческая наука получила фундамент для интеграции концепций ранних школ и новейших теорий.
Основные составляющие современной системы менеджмента
В современной системе взглядов на менеджмент действуют следующие принципиальные положения:
- системный подход к вопросам управления. В соответствии с ним деятельность компании рассматривается как совокупность входящих ресурсов, производимой трансформации, выходящего продукта, внешней среды и обратной связи. На управленческое мышление оказали значительное влияние такие научные категории теории систем, как открытые и закрытые системы, синергизм, энтропия, взаимосвязь между подсистемами. Открытые системы в своем функционировании активно взаимодействуют со внешней средой, закрытые системы обходятся без этого. Классический и послевоенный научный менеджмент изучал преимущественно закрытые системы, что давало возможность упростить проблематику и эффективно применять методы количественного анализа без учета внешнего воздействия. На самом же деле организации являются открытыми системами, поэтому если игнорировать факторы внешней среды, построить эффективное управление не удастся,
- концепция сопряженных обстоятельств. Классический менеджмент строился на основе идеи универсальности. Если в какой-то организации идея управления (лидерский стиль или бюрократическая структура) хорошо себя зарекомендовали, то считалось, что она будет не менее продуктивна и в другой организации. Однако высказывалась и альтернативная позиция – принцип конкретных ситуаций, признающий уникальными складывающиеся в организации факторы. Сейчас считается, что в каждом конкретном новом случае менеджеры должны вырабатывать решение о применении максимально эффективного воздействия для данных условий,
- концепция всеобщего (комплексного) управления качеством. В рамках этой концепции сложились методы менеджмента, ориентированные на то, чтобы предоставить потребителям возможность приобрести самые качественные продукты. При этом качество выступает приоритетом в глазах всех работников, а наиболее активными участниками выступают сотрудники, вступающие в непосредственный контакт с клиентами,
- инновационная и интеграционная роль управления. Вопросы интеграции, нововведений и интернационализации выступают как ключевые проблемы менеджмента,
- признание социальной ответственности менеджмента перед обществом и отдельными людьми.